Языковая коммуникация в современном мире в большой степени осуществляется с применением информационно-коммуникационных технологий, что не должно игнорироваться образованием школьников. C 2009 года в рамках мероприятия ПНПО «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» дистанционным образованием охвачено 645 детей нашей республики. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья дало мощный толчок для общего развития детей, их самоутверждения, языкового развития ребенка, проживающего в отдаленных наслегах в якутской семье. Освоение навыков работы на компьютере, обучение через интернет ресурсы, участие в различных конкурсах, дистанционных олимпиадах по русскому языку, на научно-практических конференциях «Юный исследователь» несомненно способствуют качественному усвоению русского языка, умению применять его в своих письменных работах, устных выступлениях. Билингвальная образовательная модель предполагает, что учащийся развивает речевые компетенции сразу на двух языках без ущерба для каждого из них в отдельности. В силу того, что семья является первичной языковой средой для ребенка, язык, на котором в семье не говорят, усваивается позднее и в меньшем объеме. В этих условиях формируется относительный билингвизм, когда уровень владения вторым языком ниже, чем уровень владения первым языком. Отсутствие отдельных языковых категорий родного языка в русском представляют большую трудность при изучении русского языка, в основном, при изучении категорий вида глагола, определении рода, падежных форм имен существительного, прилагательного, особых форм глагола. Занятия на курсе «Служба консультаций по русскому языку, 5-11 классы» нацелены на коммуникативное развитие личности, формирование и совершенствование умений понимать мысли других людей и способности выразить свои. В программу курса «Служба консультаций по русскому языку» ряд лет включается работа по топонимике, работа над текстами по переводу с якутского языка на русский язык. Наиболее частая форма заданий на курсе-это монолог-объяснение, рассуждение, рассказ, что способствует развитию ораторских способностей. Самостоятельные поисковые задания развивают практические навыки, необходимые для самообразования, усиливают самостоятельность учащихся. Ведь они предполагают комплексное развитие умений, так как при подготовке к занятиям в ходе него обучающиеся выполняют определенную сумму действий- анализируют, систематизируют, излагают учебный или найденный материал по дополнительной литературе , формулируют и доказывают свою точку зрения, учатся диалогической речи. Также в ходе занятий включается работа по подготовке к научно-практической конференции. Исходя из подготовленности обучающихся, его диагноза отбирается круг детей, способных проводить исследования, дойти до результата своей работы. Заранее сообщается о проведении НПК, план занятия, предлагается подготовить информацию по дополнительным источникам по 1-2 пунктам плана, подготовить наглядность - предложения и задания к ним. Важным моментом, способствующим мотивации, считаю не назначение темы обучающимся, а его выбор из предложенных. Формируются информационная (самостоятельно отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, передавать ее), коммуникативная (согласование и координация деятельности с другими участниками( в данном случае с учителем).Как пример можно привести работы моих обучающихся разных лет по топонимике, затем использование данных материалов для составления упражнений по синтаксису и пунктуации, которые включаются в ЭОР по русскому языку. В разные годы свои небольшие исследовательские работы проводили Мальцев Петя с Намского улуса село Модут, Максимов Герман с Горного село Бердигестях, Макарова Аня с Мегино-Кангаласского село Майя, Бочурова Глафира с Намского село Харыялах, Петрова Сайыына село Кюндяя Сунтарского, Нехурова Елена с города Якутска, Томская Диана с Абыйского улуса. В основном ребята искали значения названий своих населенных пунктов и мест, озер, исходя из таких целей, что человек обязан знать происхождение названий- почему его родное село так названо, а не иначе, чьё имя присвоено улице города, кем он был. Во время подготовки к НПК ребята помимо общения через программу Skype, работы со вспомогательными компьютерными программами, обращались к интернет источникам, к своим родным и учителям истории, национальной культуры. Это были их самостоятельные действия, что и предполагает деятельностный подход в обучении. Также узнали про известного топонима Иванова М.С.-Багдарын Сулбэ. Такие интересные факты предоставили по названию села Модут- еще во времена Тыгына –он со своими воинами прибыл в местность, где росли могучие деревья и отсюда пошло название-Модут-могучий. Про название села Бердигестях-«бердигэс»-имеет 2 значения, по предположению Германа М.-маленькая сосенка и название травы-возможно, поэтому центр Горного улуса-Бердигестях, ( хотя в Хангаласском улусе –есть поселок Бестях-от якутского «бэстээх»-«там, где растут сосны».
Формирование исследовательской компетентности учащихся на занятиях по дистанционному курсу
Полная версия материала