Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования. Это - высокое качество образования, инициативность, самостоятельность, коммуникативность, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе. Подготовка к будущей жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.
Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей общества. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации.
Кроме того, для эффективной организации процесса обучения, в данном случае, урока русского языка и литературы учитель должен обладать способностью к самостоятельному конструированию системы предметного обучения, умением гибко и дифференцированно разрабатывать методику преподавания в каждом классе в соответствии с познавательными возможностями своих учеников, изобретать приемы и средства педагогической техники.
Предмет «Русский язык и литература» среди других школьных предметов занимает уникальное место, ведь главная задача этого предмета – обеспечить речевое развитие учащихся. С каждым годом совершенствуются методики, способы и средства обучения. Одним из направлений современной методики преподавания русского языка является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Использование текста в качестве главного методического средства на уроке помогает в единстве реализовать три цели: образовательную, развивающую и воспитывающую.
Считаю одним из ведущих подходов обучения системно-деятельностный. Предлагаемый подход к преподаванию русского языка и литературы имеет ряд преимуществ: учащиеся систематически получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Происходит это в привычной обстановке микрогруппы, в которую объединяются учащиеся. Работа в микрогруппах постепенно раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, учит свободно излагать свои мысли, доказывать собственные выводы, слушать других, уважать чужую точку зрения, спорить, анализировать свои действия, давать им оценку. Идет формирование личности, способной оценить ситуацию, увидеть проблему, принять решение, реализовать его и нести ответственность за свой выбор.
Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности, что за умениями, навыками, развитием и воспитанием ученика всегда стоит действие.
В то же время современная структура образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. Личностно- ориентированный подход предполагает признание ребенка субъектом развития, обучения, воспитания, реализующим свои устремления по отношению к внешнему миру в процессе образовательных воздействий, признание способностей ребенка к саморазвитию и его права на индивидуальную траекторию освоения образовательных областей, смену позиций педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика. Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает новое понимание структуры, методов работы на уроке.
Владение речью является залогом успеха во многих областях и сферах нашей жизни. Дети нередко терпят неудачи в учебе, общении и, в жизни. Задача развития речи ребенка предполагает постепенное и качественное формирование процессов слушания, говорения, чтения, письма, которые очень влияют друг на друга. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые обеспечивают участие детей в диалоговом обучении, с помощью чего повышается речевая активность учащихся. В системе работы над развитием речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, логическую работу и тренировочные упражнения. Используются различные виды изложений, эссе, творческих работ и разыгрывание ролевых ситуаций.
Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии. В результате использования на уроках ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока, осуществляются межпредметные связи. На уроках литературы для лучшего освоения художественных произведений смотрим фрагменты фильмов, что способствует эстетическому воспитанию.
В своей практике часто использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением, практические, которые формируют практические навыки. На уроке все же стараюсь применять проблемно–поисковые, которые, на мой взгляд, служат развитию самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческих способностей учащихся.
Также важно применять на уроках творческие задания. Систематическое применение творческих заданий на уроках русского языка способствует совершенствованию способностей, удовлетворению познавательных потребностей, может послужить мотивом и целью для развития других индивидуально-психологических способностей.
Таким образом, я думаю, чтобы получить новое качество образования, педагогу необходимо проанализировать свой опыт работы с детьми: что делается хорошо, а что хотелось бы изменить. Это и есть оценка своих деяний как человека, как педагога. Без этого процесса – рефлексии – невозможно движение вперед как в жизни, так и в профессиональной деятельности.