На сегодняшний день адаптация личности студентов является одной из наиболее важных задач высших учебных заведений. От того, насколько студенты будут расположены на начальном уровне, зависит степень их будущей специальной подготовки и профессионализм практической деятельности.
Начало обучения в высшем учебном заведении связано с социальными переменами, изменением прежних стереотипов, привычек, множественными стрессами, эмоциональными нагрузками. Поступив в вуз, студент встречается с абсолютно новой для него системой академического процесса. С одной стороны, студент сталкивается с высокой интенсивностью изучения учебной информации, а с другой стороны, первокурсник не имеет достаточных навыков для самостоятельной работы, а также имеет привычку осваивать академические материалы в готовом виде. Вместе с тем студент имеет дело с незнакомыми родами деятельности, овладение профессией, ее изучение, практика профессиональной деятельности, а также сталкивается с новым учебным коллективом, учебная группа и преподавательский состав. У некоторых студентов это может привести к пропуску учебных занятий, пренебрежительному отношению к обучению. Это может превратиться в полное нежелание обучаться, посещать учебное заведение, а также принимать участие в общественной жизни университета.
В следствие этого можно выявить понятие «адаптация» как процесс приспособления личности обучающегося к непривычным видам деятельности, к новым общественным обстоятельствам.
Студенческая жизнь берет начало с первого года, именно поэтому благоприятная адаптация обучающихся к учебе и жизни в высшем учебном заведении является гарантом последующего процесса становления студента как личности, будущего грамотного специалиста. Пора резкой, глубокой адаптации приходится на первый и второй курсы. Ее длительность обуславливается своеобразными личными качествами студента, охватывающими психологические особенности, физические и умственные способности, финансовый достаток.