Формирование навыков самообслуживания имеет первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а, следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо вредного воздействия), ребенку волей-неволей приходится обследовать различные предметы и орудия.
Процесс формирования навыков самообслуживания важен для любого ребенка, у детей же с ООП успешность овладения навыками самообслуживания является необходимым условием успешной социализации и адаптации в обществе.
Никогда не упускайте возможности поощрить стремление ребенка быть самостоятельным. Как только вы заметите, что он хочет научиться делать что-то сам, старайтесь всеми способами поддержать в нем это желание.
Старайтесь дать ребенку возможность самостоятельно выполнить действие и вмешаться в процесс, только если это действительно необходимо.
Учитывая данную категорию воспитанников не рассчитывайте на получение быстрого результата, но стимулируйте их к собственной деятельности, учите эмоционально реагировать на ситуации успеха.
Обязательное условие работы – положительный эмоциональный настрой взрослых, адресованный детям, готовность педагогов терпеливо и грамотно анализировать свою деятельность. Этот процесс может быть значительно растянут по времени в силу особенностей развития ребенка, а также по причине гиперопеки со стороны родителей «особого» ребенка, когда за него стараются выполнять многие вполне посильные действия.
Наша задача (специалистов) в этой ситуации – помочь родителям осознать возможности ребенка и как можно раньше привить ребенку навыки самообслуживания.
На первом этапе обучения взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками.