Техническое образование современного студента колледжа или ВУЗа невозможно представить без знаний основ электротехники. Вся современная техника, аппаратура, устройства электроники работают на электрической энергии. Поэтому во всех профессиональных учебных заведениях введено обязательное изучение этой дисциплины.
Преподавание «Электротехники» насчитывает более250 лет, но как отдельный предмет она начала преподаваться только с 19 века. Все электрические и магнитные явления изучались и изучаются в курсе физики. Но фундаментальные основы знаний этих явлений студенты могут получить только при изучении этого предмета как отдельной дисциплины.
Преподаватель в процессе обучения направляет научный и творческий поиск студентов. В образовательном процессе имеет место не только углубление научных знаний по предмету, но и развитие и активизация мыслительной деятельности молодых людей.
Сущность обучения электротехническим дисциплинам имеет свою специфику, требующую рассмотрения не только с точки зрения целей и задач, но и на основе принципов обучения. Принципы зависят от целей обучения. Некоторые из них актуальны для определенных образовательных программ, а некоторые справедливы для всех.
Принцип научности требует, чтобы изучаемый материал соответствовал современным достижениям электротехники, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям.
Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. Изучаемый материал делится на разделы и темы. От одной темы к другой должна сохраняться определенная преемственность и межпредметная связь.
Кроме всех принципов особое значение имеет принцип активности. Принцип активности заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Реализация этого принципа может достигаться за счет: 1) формирования у студентов потребности в технических знаниях; 2) диалогической формы обучения; 3) проблемного подхода к обучению; 4) широкого использования практических методов обучения.
Принцип связи электротехники с жизнью, с практикой особенно важен при преподавании электротехники в лицеях и колледжах. Он заключается в том. Что электротехнические закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни с которыми сталкиваются учащиеся. Важно, чтобы они видели практическую применимость и пользу получаемых знаний в повседневной жизни.