Дети с задержкой психического развития имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
В своей педагогической деятельности я использую такую технологию как песочная терапия, а именно работу с кинетическим песком. Так как с помощью простых приемов и обычных материалов можно решить как проблемы детей, так и развить их способности.
Игры с песком — одно из самых любимых занятий детей. Именно поэтому использую песочницу на развивающих и обучающих занятиях. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Кинетический песок - это новый и необычный материал, а также универсальное средство для творческих игр, развивающего и образовательного процессов. Применение кинетического песка и интерактивной песочницы, которую мы приобрели в нашу группу детского сада, в работе с детьми с задержкой психического развития – это инновационный материал, который нашел свое применение.
Для чего же нужна песочная терапия в детском саду? Наблюдая за игрой в песок, я получаю уникальную возможность увидеть мир глазами ребенка и научиться взаимодействовать с этим миром. Песочная терапия способствует развитию мелкой моторики, творческого воображения, развитие коммуникативных навыков детей, способствует созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком. Занятия с песком помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, больше полагаться на себя. Способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя. Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой.