«Пути формирования функциональной грамотности в процессе преподавания предмета математики»
Одним из условий для решения стратегических задач РК является наличие функциональных качеств личности таких как, инициативность, способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
Результатом развития функциональной грамотности будет являтьсяовладение обучающимися ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использоватьв процессе социальной адаптации.
Функциональная грамотность проверяется внешней оценкой учебных достижений посредством мониторинга в следующих предметных областях: чтение, математика, естественно - научные предметы. В последние годы и при итоговой аттестации выпускников школ - задания на функциональную грамотность включены в формат ЕНТ.
Тестовые задания по функциональной грамотности различны по форме и по содержанию. Данные задания представлены в виде схем, таблиц, графиков, решение которых требует применения знаний, умений, навыков в рамках учебного предмета.
Мною собрана электронная база тестовых заданий по математической грамотности, решение которых систематически практикую на уроках. Это дает возможность совершенствовать навыки, подготовить к итоговой аттестации учащихся.
Практикую решение текстовых задач через составление к их содержанию краткой записи, схемы решения, диаграмм, таблиц, график, таким образом, обучая учащихся к математическому моделированию.
Вовлечение учащихся к участию в математических конкурсах различного уровня /КИО, ТИО, НИО, «Ак бота», «Кенгуру»…/ также способствует развитию функциональной грамотности, так как тестовые задания в них, рассчитаны на применение полученных на уроках математики знаний и выработанных умений.
На уроках геометрии практикую решение задач практического содержания: на проведение измерений, расчетов... Например, в ходе прохождения раздела «Тела вращения» по геометрии 11 класс провела урок «Задачи практического содержания на нахождение площадей поверхности фигур вращения». Настадии вызова вопрос: «Как вы думаете, каким образом знания, полученные на предыдущих уроках можно использовать в реальной жизни?» способствовал включению аналитического мышления, подведению к теме В начале исследовательской и практической работ, заданиями в форме вопросов «Сколько необходимо материала , чтобы сделать сувенир «Юрту?» или «Сколько пластмассы необходимо взять для изготовления баночки для витаминов?» подвела учащихся на проблемную ситуацию. Этостало понятно из последовавшего за заданием вопроса одного из учеников: «А где данные к задаче?». Озадаченные учащиеся принялись тщательно изучать объект, дробить на составляющие, анализировать их форму, сопоставлять с геометрическими телами, провели необходимые измерения и аналогию, вывели общую формулу, провели расчеты т.е. составили математическую модель.
Во внеклассной работе с учащимисяпрактикую выполнение моделей геометрических фигур из подручного материала и защиту своей работы. Это способствует развитию пространственного воображения, совершенствование навыков расчета материала для создания модели, а значит видеть применения полученных знаний в жизни.
С целью обмена опытом провела мастер-класс и коучинг-сессию «Обновление содержания образования на практике /на примере предметов ЕМЦ/. Коллеги сошлись во мнении о том, что в обновленном содержании образования акцент сделан на развитие функциональной грамотности учащихся, отметили преимущество принципа спиральности и критериального оценивания.
Пути формирования функциональной грамотности в процессе преподавания предмета математики
Полная версия материала