Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Роль психолога в организации процесса профессионального самоопределения учащихся старших классов

Роль психолога в организации процесса профессионального самоопределения учащихся старших классов

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Евгения Канаева0427

Представление 
передового педагогического опыта по теме:
«Роль психолога в организации процесса профессионального самоопределения учащихся старших классов»
Психолог МУПК г. Степногорска, Е. Канаева.
Опыт работы в  качестве психолога:  15 лет.
Представляю опыт работы по теме:  «Роль психолога в организации процесса профессионального самоопределения учащихся старших классов»  (за период ноябрь – 2019 – по июнь 2021 года)
Длительность работы над опытом обусловлена тремя стандартными этапами с заявленными временными рамками:
1 ЭТАП Поисково-исследовательский – 2019г.
Направлен наизучение профориентационной и психологической литературы по теме исследования, постановки цели, задач исследования, составления плана экспериментальной работы,  апробации эффективных форм  и методов профориентационной работы.
2 ЭТАП Экспериментально-аналитический – 2020г.
Направлен н осуществление экспериментальных работ, в сочетании с анализом научной литературы, осмыслением опыта, апробацией и внедрением в практику, корректировку методов, приемов, подходов, с целью модернизации и повышение эффективности процесса профессионального самоопределения в целом.
3 ЭТАП Обобщающий – 2021г.
Нацелен на анализ и обобщение результатов исследования, интерпретацию и стратегическую обработку полученных результатов, формулировку выводов, выработку практических рекомендаций.
МУПК г. Степногорска объект реализации профессиональной деятельности - комплекс взаимодействия школ города и поселков по формированию личностной готовности подрастающего поколения к осознанному профессиональному выбору на основе индивидуальных склонностей, способностей, интересов, социального запроса, реализуемый   не только по средствам профильного обучения, приоритет в котором отдан практике, но и благодаря широкому спектру проводимых профориентационных мероприятий для учащихся различных возрастных категорий, способствующих: ранней профориентацииширокому профориентационному охвату, высокой  проф.информированности в среде учащихся. В рамках комплексного подхода осуществляет свою работу курс профессионального самоопределения для учащихся 10-11 классов, осуществляемый  в рамках авторской программы.
Цель:
Организация  и обеспечение эффективной среды,способствующей осуществлению качественного процесса профессионального самоопределения учащихся 10, 11 классов среднеобразовательных школ.
Задачи:
Содействие:  повышению уровня информированности учащихся о мире профессий, их содержании, с учетом современных тенденций рынка труда;
формированию осознанных профессиональных намерений учащихся, личностной готовности к их реализации,  в соответствии со способностями, склонностями, личностно-психологическими особенностями,  социально-экономической потребностью; воспитанию сознательной, конкурентоспособной,  социально-профессионально адаптированной личности.
Ориентир на достижение следующих результатов:  
сформированность знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его тенденциях;  объективныепредставления учащегося о себе самом и своём профессиональном соответствии;  личностная и психологическая готовность к социально-профессиональной интеграции;  принятие осознанного решения о профессиональном выборе и пути получения проф.образования.
Условия успешной реализации  курса: личностно-ориентированный подход, принцип объективной самооценки.
Основные принципы работы с учащимися: осознанность, обоснованность, целесообразность, рационализм, ответственность, самообразование.
Материал курса определен  временными рамками, с учетом возрастных особенностей контингента, а также информационногообъема,  для качественного изучения и достижения эффективности результата.
Занятия курса стандартно представлены теоретической и практической частью, временной приоритет в которых отдан практике.
Теория предполагает изучение вопросов личности, мира труда, профессий, представлена интерактивными формами, методами работы (беседы, дискуссии, практикумы, ПРОФинформирование, ПРОФконсультирование, в т.ч. через самообразование, посредствам активно действующих инфо-ресурсов  online-prof поддержки:
«PROF-МИР» 
Цель: инфо-обзор на профессии.
INFOPROFBLOCК  «КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ»  
Цель:  обзорная информация о ВУЗах Казахстана, поддержа отечественного образованиядействующий по принципу активных ссылок на официальные сайты ВУЗов.    Оба инфо-ресурса осуществляют работу по средствам WhatsAp, Faceboock на регулярной основе, с периодичностью 1 раз в неделю, что несомненно повышает эффективность, уровень, качество информированности учащихся и родителей в вопросах профессионального самоопределения.
Практическая часть курса представлена:

  • диагностическими исследования с использованием валидных, высоко информативных методик,  зарекомендовавших себя в практике, способствующих формированию и развитию навыков самоанализа, объективной оценки, качественной рефлексии.
  • практическими заданиями, представляющими собой проблемно-поисковые задачи, активизирующиеработу аналитической деятельности. 

Каждое задание  имеет: определенную долю авторской ценности, модифицировано, оснащено авторским названием, целью, определено возрастными рамками рабочего контингента, оснащено авторскими вопросами с ориентацией на самоанализ и саморефлексию. 
Банком практических заданий, банком диагностических методик, банком видео-ресурсов с качественным содержанием которых, можно ознакомиться в публикациях  на Интернет источниках.  Необходимо отметить, что их содержание носит динамичный характер, а значит постоянно обновляется, дополняется, совершенствуется, что в свою очередь,  повышает эффективность и модернизирует процесс профессионального самоопределения в целом. Одной из форм повышающих эффективность работы курса  является  включение профориентационного кейса «МОЙ ВЫБОР» представленного комплексом профориентационных тестов по средствам активной ссылки, в частности от «ПРОФГИД» в качестве дополнительного диагностического ресурса, с оптимально ориентированными условиями,способствующими  повышению эффективности популярных, на сегодняшний день среди учащихся ONLINE-тестирований, а именно: наличие спокойной обстановки, отсутствие внешних впечатлений (на фоне предшествующих профориентационных экскурсий/встреч с представителями профессий),  просмотра тематических роликов (способных  повысить риск получения псевдоэмоций и подтолкнуть к неосознанному выбору, без полного и объективного представления о профессии, ее специфике и сферы деятельности).
ЛЕТНЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
В рамках комплексного профориентационного подхода на базе МУПК осуществляет свою работу летняя площадка,  охватывающая собой контингент мл. средн. старш. звена, в ходе которой учащиеся школ, знакомятся   не толькос различного рода профессиями,но и приобретают алиментарные практические навыки, в режиме мини-МК организованных педагогами профильного обучения. С большим интересом ребята участвуют в психологической викторине «Удивительный мир профессий», дискутируют на темы: «Профессии моих родителей» «Профессия по душе», «Профессия и образ жизни», «Профессия и здоровье», «МУЖСКИЕ» или «ЖЕНСКИЕ» профессии,   разбирают ошибки выбора профессии, составляют формулу успешного профессионального выбора.
РАБОТА КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА
В  рамкахработы данной  площадки, предусмотрена работа  консультативного пункта,  осуществляемого с учетом личной потребности контингента учащихся, в большинстве своем старшей возрастной категории,  предполагающего собой цикл качественных консультаций по вопросу профессионального самоопределения.
Преимущества интерактивных форм профориентационной деятельности используемых в рамках программы курса:
носят интерактивный характер; имеют масштабный количественный охват разных возрастных категорий;  проходят, в позитивном, плодотворном ключе; вносят эффективный вклад в активизацию процесса профессионального самоопределения учащихся нашего города, формируя мотивационный посыл к осознанному профессиональному выбору.
Таким образом, по средствам выше заявленных интерактивных методов, подходов, форм работы реализуемых программой курса,   выстроена эффективная среда,  способствующая осуществлению качественного процесса профессионального самоопределения, согласно цели и задач.
Показатели эффективности данного опыта:
создание качественной информативной среды  в вопросах профессионального самоопределения;повышение уровня самосознания учащихся, связанного с наличием:  уверенности в обоснованном выборе профессии; понимания социальной значимости определенного вида труда, как жизненной ценности;  умения соотносить требования профессии  с личностными ресурсами, непосредственно влияющими на успех в проф.деятельности;  потребности в получении практических профессиональных навыков на основе проф.соответствия; наличия у воспитанника проф.плана.
По предварительным итогам  анализарезультативности данного опыта можно констатировать тот факт, что основной процент учащихся все же выбирает и реализует объективно-обоснованный проф.сценарий, связанный с получением  проф.образования в учреждениях высшего и среднего проф.уровня. 
Результативность данного ППО, подтверждена следующими видамипедагогической активности:  курсы повышения квалификации (основные/дополнительные); участие и призовые места в конкурсах Областного, Республиканского, международного уровня; достижения учащихся в Республиканской олимпиаде и конкурсе с международным участием; публикации на информационных порталах/Интернет-ресурсах, с целью распространения ППО, повышения уровня проф.информированности контингента учащихся/родителей.  
Данный опыт  может быть полезен в профессиональной деятельности психологов образования в организации  процесса профессионального самоопределения учащихся старших классов.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты