Эффективное использование скороговорок на уроках в начальной школе для развития речи младших школьников.
Обычно дети к пятилетнему возрасту завершают освоение правильного произношения фонем родного языка. К сожалению, не все способны сделать это своевременно и самостоятельно, а родители часто не уделяют правильному произношению ребёнка достаточно внимания. В результате к моменту поступления ребёнка в школу у него наблюдаются те или иные дефекты речи, которые мешают ему полноценно развиваться, становятся причиной его застенчивости и замкнутости. Наиболее часто затруднения у дошкольников вызывают шипящие [ш], [ж], [щ], [ч] и свистящие звуки [с], [з], [ц]. Особенно серьёзной является проблема сонорных звуков [л]- [р], которая без должной коррекции может остаться на всю жизнь. В школе проблемы усугубляются ещё и тем, что ребёнок должен отвечать устно, а речь его не всегда понятна учителю, да и в тетрадях появляются странные, порой нелепые и необъяснимые ошибки. Единственным верным решением при наличии речевых проблем у ребёнка младшего школьного возраста является посещение логопеда и проведение индивидуальной консультации. После того, как проблема будет выявлена и степень её серьёзности оценена, специалист порекомендует методы её коррекции. В каждом конкретном случае они строго индивидуальны. Иногда достаточно бывает одной встречи с логопедом, в ходе которой он не только выяснит «проблемные» звуки, но и научит ребёнка правильно их произносить. Регулярное выполнение упражнений, которые порекомендует специалист, позволит полностью решить проблему, вернуть веру в себя и свои силы, устранить психологический дискомфорт.
Что делать учителю начальных классов, если родители не обратились к логопеду, а в школе нет логопеда? С первых дней обучения грамоты я ввожу в урок скороговорки. Скороговорки имеют огромное значение для развития речи ребёнка, помогают формировать чистоту звука, высоту, тембр, темп голоса. Детей увлекает рифмовка, игровая интонация и ритмичность скороговорок. Ясность и чёткость дикции – залог успешности дальнейшего обучения. На каждую букву алфавита подбираю скороговорку. Много материала можно найти в интернете, на своих уроках я использую пособие для учителей 1 класса «Занимательная азбука» В.К. Павленко. Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь, преодолевать косноязычие. Не каждому удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда. Разучивание скороговорки происходит в виде игры, игра называется «Попугайчики». Объявляется игра «Попугайчики», дети встают и хором произносят слова:
Мы не девочки, не мальчики,
Все сейчас мы попугайчики.
Попугай, не зевай
Вместе с нами повторяй:
«Сыворотка из-под простокваши» Учитель медленно проговаривает скороговорку, затем учащиеся её повторяют за учителем. Задача состоит в том, чтобы ученики научились правильно произносить звуки, а затем и слова скороговорки в определённом темпе. Для этого её необходимо прослушать и повторить неоднократно. Даётся задание учителем научиться дома проговаривать скороговорку в быстром темпе несколько раз подряд. На следующем уроке учащиеся проговаривают скороговорку в быстром темпе несколько раз. Обычно в игре принимают участие все дети, игра проходит оживлённо. Эту игру можно использовать для снятия эмоционального напряжения на уроке. Не забываю игру проводить во 2, 3 классе, с ребятами разучиваем более сложные скороговорки.
Навыки проговаривания скороговорок необходимы не только тем детям, которые испытывают трудности в произношении каких-либо звуков, но и для тех, кто хочет сделать свою речь более четкой, выразительной и красивой.