Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников
проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты
сердечных сокращений (ЧСС) у детей.
В методике различают общую и моторную плотность занятий.
Общая плотность характеризуется отношением педагогически
оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний,
показа воспитателя, проделывания упражнений, наблюдение и анализ,
установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия.
Например: занятие длится 20 минут, дети были в движении 16 минут, 4
минуты = 2 минуты дети стояли без пользы для дела + 2 минуты: на раздачу
пособий, на построение – они педагогически оправданы.
Вывод: общая плотность – это педагогически оправданная
деятельность детей на занятии. Её можно записать следующим образом:
общая плотность = чистое время + педагогически оправданное время,
делённое на длительность занятия.
(16 минут + 2 минуты оправданное время = 18 мин).
18 мин х 100:20 = 90% Общая плотность составляет 90 %.
Моторная плотность характеризует объем непосредственной
двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением
времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры ко
всей продолжительности занятия.
В моторную плотность занятия входит только время, затраченное на
выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая
нагрузка.
В данном случаи - 16 мин х 100:20 =80%
Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия,
затраченного ребенком на движения к общей продолжительности занятия,
выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе – не
менее 80%.
Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний
уровень ЧСС у детей 3-4 лет составляет – 130-140 уд/мин, на воздухе – 140-
160 уд/мин; у детей 5-7 лет – в зале 140-150 уд/мин; на воздухе – 150-160
уд/мин.
Методика определения величины моторной плотности.
До начала занятия из состава группы выбирается любой ребенок, за которым
ведётся наблюдение в течение всего занятия. Причём ни ребенок, ни педагог,
об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и
включает его в момент начала любых двигательных действий ребенка:
строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных
упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер
выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким
образом, секундомером суммируют время выполнения физических
упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения,
слушания объяснений учителя и т.п.