Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно.
Лев Николаевич Толстой
Цель моей педагогической деятельности – сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств.
Главная цель – это содействовать гармоническому физическому развитию учащихся и их устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Гармоничное развитие форм и функций организма человека. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья.
Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие памяти, внимания, умственного кругозора.
Структурные функциидеятельности учителя физкультуры
Конструктивная функция
Коммуникативная функция
Организаторская функция
Познавательная функция
Конструктивная деятельность учителя физкультуры –
это мыслительная деятельность по проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности учащихся на отдалённый период времени, наконечный результат с учётом требований завтрашнего дня.
Её содержание - отбор и проектирование учебного материала, действий учащихся и учителя в соответствии с требованиями программы и конкретными материальными условиями для проведения занятий, а такжес особенностями учащихся данного класса.
Коммуникативная деятельность учителя физкультуры - выражается в общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения команды.
Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:
- в формах обращения учителя к учащимся;
- в тоне обращения;
- в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);
- в мотивах общения.
Организаторская деятельность учителя физкультуры- одна из ведущих, она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это "деятельность одного человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с действующей группой людей".
Организаторская деятельность проявляется различным образом:
- в речи учителя (объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений, подведении итогов урока и т.д.);
- в поведении учителя (в выборе места для ведения урока, в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за выполнением упражнений, оказания помощи и страховки,
в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся, в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря, в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря, в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа, в регулировании физической нагрузки для каждого ученика).
- в управлении деятельностью учащихся (в построении и перестроении на месте и в движении, в выборе способов выполнения упражнений, в активизации познавательной деятельности учащихся, в организации усвоения и запоминания учебного материала, в проверке и оценке знаний, умений учащихся)
Познавательная деятельность учителя физкультуры - это прежде всего анализ содержания и способов осуществления учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых, индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств и недостатков), изучение эффективности различных методов организации урока и методов обучения и воспитания, развития двигательных качеств, т.е. сбор разнообразной информации об особенностях процесса и результатах своего труда для коррекции деятельности
Осуществляю планирование взаимосвязанных занятий
физическими упражнениями по формированию двигательной активности, обеспечению готовности школьников к самостоятельному физическому совершенствованию в процессе всей последующей жизнедеятельности. Все это отражается в следующих документах:
- - годовой план-график уроков физическойкультуры, определяющий объем учебного материала на год;
- - распределение программного материала по четвертям;
- - поурочные планы на четверть;
- - годовой план физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Стараюсь формировать саморазвивающуюся и самореализующуюся личность на уроках физической культуры. Воспитывать ценностные ориентации на ЗОЖ, вырабатывать представления о физической культуре личности и приёмах самоконтроля.
Чтобы это реализовать, необходимо решить следующие задачи:
- формирование познавательного интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом;
- развитие физических способностей у учащихся;
воспитание личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.
Формы деятельности
- Урок – основная форма. Качество урока зависит от качества заблаговременной подготовки, которая в себя включает: проектирование урока, практическую подготовку участников (приготовление преподавателя, его помощников, домашние задания учащихся), подготовку технических и других условий.
- Для его успешного проведения урока стараюсь использовать словесные методы (рассказ, описание, объяснение), методы наглядного восприятия (демонстрация учителем или способным учащимся тех или иных упражнений), а также разные формы работы на уроке: фронтальная, поточная, групповая, круговая и индивидуальная (при изучении и выполнении физических упражнений).
- Широко использую соревновательно-игровой метод, он предоставляет возможность большинство физически трудных упражнений выполнять легко, играя и соревнуясь. Это позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке обучающихся, а учебные занятия сделать более интересными.
Эффективность процесса физического воспитания школьников определяется следующими обстоятельствами:
- спортивная и учебно-материальная база для занятий;
- врачебный контроль и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий;
- учебная работа по физкультуре;
- физкультурно-оздоровительная работа в школе;
- внеклассная спортивно-массовая работа.