Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Конспект внеурочного занятия на тему: Масленица

Конспект внеурочного занятия на тему: Масленица

ya_socials
Опубликовано:
Автор: veronika vjdrina01 610

Описание работы
Занятие «Подарок на Масленицу» (в рамках кружка внеурочной деятельности «Чудесная мастерская проводится в масленичную неделю. Данный материал будет полезен учителям начальной школы.
Занятие предназначено для обучающихся 2-4 классов. Направлено на привитие познаний о жизни предков, народной культуре христиан и применение их в практической деятельности.
Занятие кружка внеурочной деятельности «Чудесная мастерская»
Название: «Подарок на Масленицу»
Цель: создание условий для получения воспитанниками возможности проявить себя, творчески раскрыться при выполнении подарка на Масленицу.
Задачи:
1. развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха;
2. научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
3. научить приёмам исполнительского мастерства;
4. научить создавать атрибуты народных праздников.

Планируемые результаты:

• умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
• развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.
Конечный продукт: подарок близким «Солнышко» на народный праздник «Масленица»
Оборудование и материалы: проектор, электронная доска. 
В качестве музыкального сопровождения использованы аудиозаписи народных песен: масленичные частушки, масленичные обрядовые песни.
Материалы и инструменты для практической работы: цветная бумага, картон, ватные палочки, деревянные шпажки, круги желтого цвета, ниточки, ленточки красные, оранжевые, ватные палочки, ножницы, клей-ПВА, клеевой пистолет.

Ход занятия

1 этап: «Приветствие»
Звучат масленичные обрядовые песни. Дети в русских народных костюмах стоят в хороводе. На столе – самовар с блинами.
Слайд 1
Масленица - весёлые проводы зимы
Здравствуйте ребята! Какие вы румяные да веселые сегодня! Блинов принесли! Самовар поставили! Уж не на праздник ли собрались?
2 этап: «Мотивация к деятельности»
- Ребята, вы догадались по иллюстрации о теме занятия? 
- Хотите устроить праздник?
- Какой цели достигнем на занятии? 
- Как тема связана с занятиями кружка «Чудесная мастерская»?
- Да, мы с вами изготовим поделку-подарок, связанную с этим праздником.
3 этап: «Знакомство с праздником»
- Но прежде, чем начать работу, давайте вспомним об этом древнем празднике.
Педагог: 

-Масленица - древний славянский праздник. Он достался нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.
Масленица - это весёлые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием приближающегося тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, которые являются непременным атрибутом масленицы, имели ритуальное значение: румяные, круглые, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.
Главной героиней праздника была, естественно, Масленица, воплощённая в чучеле. Вечером, в последний день Масленицы, чучело обязательно сжигали.
Масленица является одним из самых весёлых праздников на Руси. Нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица!
Слайд 2.
-Кто расскажет, как называются дни Масленицы?
1 ребенок:
Понедельник — встреча
Начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. К этому дню достраивались снежные горы, качели. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
2 ребенок:
Вторник — заигрыши
В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
3 ребенок:
Среда— лакомка
В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
4 ребенок:
Четверг — разгул
С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. 
Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. 
Слайд 3. 
В. И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891 
Ф. В. Сычков.
Праздничная забава
Ф. В. Сычков. Пляска. 1911
А. Н. Третьяков. Смотрины молодых. 1867
Педагог: 
- Ребята, обратите внимание на иллюстрации известных художников, где изображены народные гуляния.
- Захотелось вам там побывать?
5 ребенок:
Пятница — тёщины вечёрки
В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
6 ребенок:
Суббота — золовкины посиделки
Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.
7 ребенок:
Воскресенье — проводы
Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. 
Чучело Масленицы сжигали, а пепел от чучела раскидывали по полям для плодородия и плодовитости земли.
На вечернем богослужении в храмах совершается чин прощения. Все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения, в ответ произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. 
Педагог: 
-Разнообразен народный фольклор этой недели: поговорки, приметы. Вот некоторые из них.
Слайд 4.
Поговорки 
Где блины, тут и мы; где с маслом каша — тут и место наше.
Милости просим к нам об масленице с своим добром, с честным животом.
Блин не клин, брюха не расколет.
Приметы
Ненастье в воскресенье перед масляной — к урожаю грибов.
Какой день масляны красный, в такой сей пшеницу.
4 этап: «Практическая работа по изготовлению подарка»
- У нас с вами впереди ещё несколько дней Масленицы. Будем ходить в гости и приглашать к себе на блины. А в гости принято ходить с подарками. Вспомните, какие предметы всегда являлись атрибутом масленицы? (Кукла Масленица, блины, солнышко)
- Символом праздника было Солнце! Чтобы оно все ярче разгоралось, удлиняя дни, подарим его своим близким на палочке как украшение праздника.
- А чтобы работа приносила удовольствие и не была опасной повторим правила безопасной работы.
Слайд 5.


- Посмотрите какие разные предметы лежат на столе. 
Это и деревянные шпажки, и цветная бумага, круги золотого цвета, и ниточки, ленточки красные, оранжевые, и ватные палочки! Придумайте, как будет выглядеть ваш символ. И принимайтесь за работу!
Дети выполняют подарок «Солнышко» (на длинной шпажке) 
5 этап: «Подведение итогов работы»
- Работа подошла к концу. Какие разные и красивые у вас получились подарки! А чтобы было еще веселее изобразите у вашего солнышка улыбку! Да не простую! На вашу похожую! 
- Когда пойдете в гости, подарите свое солнышко хозяевам - самым дорогим и любимым людям!
- Чудесные мастера живут в нашем классе? Таких мастеров нужно чаем с блинами угостить?
- А продолжим нашу встречу весёлым ручейком с песней, плясками, да чайком с блинами! С праздником, ребята!

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты