Раздел: Первоначальные сведения о строении вещества
Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.
Тип урока: комбинированный, носит исследовательский характер.
Цель урока:
-актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
-способствовать развитию умения сопоставлять факты.
Задачи урока:
-развивать исследовательские навыки;
-помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемыхзнаний и умений;
-создать условия для развития навыков общения и совместной деятельности.
Методы и приемы работы
1.Проблемно-поисковый метод.
2.Исследовательский метод.
3.Демонстрационный метод.
Формы организации учебной деятельности
Групповая; индивидуальная
1.Организационный момент.
Деятельность учителя: Здравствуйте, ребята. Обратите внимание на доску (слайд 1), эти слова принадлежат великому учёному Леонардо да Винчи. Как вы понимаете смысл этих слов? Хорошо, молодцы. Сегодня на уроке мы с вами будем добывать знания опытным путём.
Деятельность обучающихся
Слушают высказывание.
Любое знание желательно добыть опытным путём.
Леонардо да Винчи
Дорогие ребята, давайте настроимся на наш урок.
Тренинг. Атомы.
Формирование групп: Открытка
2.Повторение.
Проверка д/з.
Но вначале давайте немного повторим. Прошу вас, ребята, ответьте на вопросы теста(приложение1) и заполните таблички (табл1), которые лежат у вас на парте.
Интерактивная доска, тест. (Самооценивание)
3.Определение темы урока и цели урока.
Выполните самопроверку, сверяясь с ответами в таблице на доске(слайд№2)
- Обратите внимание в таблице у вас должно получиться слово, какое?
-Ребята, выскажите предположение, какова тема нашего урока и чем сегодня на уроке мы будем заниматься? (Диффузия. Называют и записывают в тетрадь название темы урока.
Узнать, что такое диффузия; Чем отличается диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах.)
Правильно, изучать новое явление.
Представитель от каждой группы ведет отчет об изученной информации.
4.Изучение темы
Для выяснения определения и свойств диффузии проведём исследование в группах (3 группы).
Откройте, пожалуйста, учебникс.20,п.9.
1 группа выясняет, как происходит диффузия в газах;
2 группа выясняет, как происходит диффузия в жидкостях;
3группа-в твёрдых телах.
Создание флипчата и защита.(Ребята работают в группе, на плакате показывают как происходит диффузия в газах, жидкостях, в твердых телах, указывают их свойства).
Исследование.
А теперь, ребята, давайте выясним, от чего же зависит скорость диффузии?(2 группы)
Учитель раздает карточки с экспериментальными заданиями (табл 2,3), при выполнении заданий не забывайте про технику безопасности при работе с физическими приборами.
Повторяют правила техники безопасности при выполнении опыта.
Выполняют экспериментальные задания, заполняют таблицу, формулируют вывод о том, что чем выше температура вещества, тем быстрее происходит диффузия.
5.Физминутка. Зарядка для глаз.
6.Закрепление изученного материала.
(Слайд №3) Отвечаем на вопросы задач. (Приложение 2).Решение задач.
7.Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия.
Молодцы! Откройте дневники и запишите домашнее задание.
П 9,вопр.с.22, задание 2.
Ученикам предлагается заполнить анкету (табл. 5).
Выставление отметок.
Всем спасибо за урок.
Приложение 1.
1.Выберете верное утверждение.
А. Только твёрдые тела состоят из молекул. В. Только жидкости состоят из молекул. Г. Только газы состоят из молекул. Д. все тела состоят из молекул.
2.Отличаются ли молекулы твёрдого йода и молекулы газообразного йода.
И. Не отличаются. К. Отличаются формой. Л. Отличаются числом атомов. М. Молекула твёрдого тела больше молекул газа.
3.Промежутки между молекулами жидкости и молекулами твёрдого тела при одной и той же температуре…
У. Одинаковы. Ф. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости больше, чем между молекулами твёрдого тела. Х. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости меньше, чем между молекулами твёрдого тела. Ц. Неодинаковы: промежутки между молекулами жидкости могут быть и больше и меньше чем между молекулами твёрдого тела.
4.Можно ли утверждать, что объём водорода в воздушном шаре равен сумме объёмов отдельных молекул водорода?
У. Да Ф. Нет.
5. Есть ли отличие между молекулами холодного молока и молекулами горячего молока?
М. Есть. Н. Молекулы холодного молока больше, чем молекулы горячего молока. У. Нет.
6. Мельчайшей частицей вещества является….
Г. Элементарная частица. Д. Атом. З. Молекула.
7. Отличаются ли молекулы водяного пара от молекул воды?
И. Не отличаются. К. отличаются.
8.Атомы состоят из молекул.
Э. Да. Я. Нет.
Таблица №1
Номер вопроса и ответ |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Д |
И |
Ф |
Ф |
У |
З |
И |
Я |
Таблица №2 Определение скорости диффузии в жидкости.
1 группа: Разложите пинцетом крупинки марганцовки в сосуды с водой и пронаблюдайте за изменением окраски воды. Сделайте вывод. |
|||
№ опыта |
t воды, в градусах Цельсия |
Окраска раствора через |
|
30 сек |
5мин |
||
1 2 3 |
20 40 80 |
||
Вывод: |
Таблица №3 Определение скорости диффузии в газах
2 группа: Отмерьте расстояние от пробирки с одеколоном. Капните одеколон на бумажку и засеките время, за которое запах дойдет до фиксированного вами места. Затем повторите опыт, предварительно нагрев пробирку с одеколоном. Сделайте вывод. |
|||
№ опыта |
Время распространения запаха одеколона, сек |
||
холодного |
нагретого |
||
1 2 3 |
|||
Вывод: |
|||
Таблица №4
В правой колонке подчеркни свой ответ из предложенных вариантов. |
|
1. На уроке я работал |
активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался |
коротким / длинным |
4. За урок я |
не устал / устал |
5. Материал урока мне был |
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Приложение 2
Качественные задачи:
1. В какой воде соль растворяется быстрее – холодной или горячей?
2.С одинаковой ли скоростью движутся молекулы воздуха в зимнее и летнее время?
3.Лёд и водяной пар состоят из одинаковых молекул воды. Одинакова ли скорость молекул в этих состояниях?
4.В каком чае молекулы движутся медленнее- холодном или горячем?
Задача для любителей литературы:
1.«…разговорились об том, как нужно солить яблоки. Старуха моя начала было говорить, что нужно наперёд хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…» (Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки)
На каком явлении основано соление яблок? Что нужно сделать, чтобы яблоки просолились быстрее?
Задачи для любителей биологии:
1.У некоторых птиц наблюдаются значительные колебания температуры тела. Например, у колибри в холодные ночи температура тела почти равна температуре окружающей среды. Подобные явления
оцепенения отмечены у перелётных птиц. Обнаружили скопление оцепеневших стрижей и ласточек в холодную пасмурную погоду, «оживших» и улетавших прочь, как только их брали в руки.
Почему замедляются все функции организма при понижении температуры?
2. Большинство клопов, божьи коровки, некоторые листоеды вооружились для своей защиты: запах от клопов отвратителен, а божьи коровки выделяют жёлтую ядовитую жидкость.
Объясните передачу запахов.
3.В качестве тонизирующих напитков употребляют чай. Кофе и какао. Родина чая- Китай, в Европе он стал известен только в XVIIвеке, но быстро приобрёл огромную популярность, особенно после того, как чайный лист стали доставлять сюда на быстроходных трёхмачтовых парусниках- клиперах. Родина кофе- Африка, но в наши дни две трети его сбора дают страны Латинской Америки. Родина какао-Америка, но теперь основные её производители находятся на Гвинейском побережье Африки.
Каково физическое объяснение происхождение цвета и аромата этих напитков?