Цель : формировать у учащихся представление о многообразии профессий .
Задачи:
Образовательные:
• расширить представления учащихся о профессиях;
• учить ориентироваться в мире профессий.
Развивающие:
• содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
• развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Воспитывающие:
• способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
• формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Оборудование: карточки с заданиями, мяч для игры, карандаши,ручки, бумага,иллюстрации
Ход:
1.Введение
Тренинг-настрой.
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Учитель:
- посмотрите на экран, кто изображён на иллюстрациях?
- кто эти люди?
- представители каких профессий изображены?
-кто уже догадался, о чём мы будем говорить на нашем занятии?
-правильно. Сегодня мы отправляемся в замечательный мир профессий, мы поговорим о профессиях, которые помогают нам жить
- кто знает, что такое профессия?
2. Игра «весёлый мяч»
-Давайте немного разомнемся, игра называется «весёлый мяч». Я вам буду бросать мяч, ваша цель назвать профессии. И так вперёд…
-Молодцы, профессий вы знаете много, с моим первым заданием справились.
3. Виды профессиональной деятельности:
- Ребята, а что же обозначает слово «профессия»?
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём, что профессия – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки, и является обычно источником существования.
-Ребята скажите дворник, грузчик, уборщица – это профессии?
(Нет, потому что нигде не обучают этим занятиям, хотя они являются трудовыми).
- Что необходимо, прежде всего, чтобы получить профессию? (Образование)
-В каких учебных заведениях можно получить профессиональное, образование?
Все профессиональные учебные заведения делятся на несколько ступеней.
1) Начальное – ПТУ, СПТУ (НПО)
2) Средняя – техникум, колледж, училище (СПО)
3) Высшая – ВУЗы. Университеты, академии, институты.
Так же профессию можно получить на курсах.
3. Конкурсно-развлекательная программа «Профессиональные пробы»
Каждому из вас я сейчас раздам жетоны, жетоны у нас красного и жёлтого цвета, кому достанется, жетон красного цвета прошу вас пройти к столу с права, кому жёлтый пройдите к столу слева.
-Но вот ребята мы разделились на две команды. Представители первой команды встаньте, пожалуйста (называю), представители второй команд.…Команды соревнуются между собой.
Конкурс 1. «Доскажи пословицу»
-Но, а сейчас немного поработаем, попробуем собрать пословицы о труде. Конкурс называется «Доскажи пословицу», у вас на столах лежат карточки нужно составить из них пословицы. Каждой команде по три пословицы.
1. Землю ценят по плодам,
А человека … (по делам)
2. Землю солнце красит,
А человека … (труд)
3. Где труд…(там и счастья)
4. Без труда жить … (только небо коптить)
5. Недаром говорится, что … (дело мастера боится)
6. Пока ленивый разомнётся,
Усердный … (с работы вернётся)
Конкурс 2«Кто быстрее»
Следующий конкурс на быстроту, чья команда быстрее справится с заданием та и побеждает, конкурс называется «Кто быстрее»
У каждой команде на столах лежат карточки с буквами. Команды должны прочитать название профессии. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.
АСШКМУВЛЬШАПМВТОМАРШ
Выигрывает команда, которая справится с заданием быстрее, получает жетон.
-Прочитайте название профессии
-Чем занимается Скульптор?
«Чёрный ящик»
- Ребята, внимание у меня в руках «Черный ящик». В этом ящике находится орудия труда, используемое в работе музыканта, сталевара, врача. Что в ящике? (ответ: ложка)
Музыканты-ложечники
Врач в домашних условиях проверяет зев больного обычной ложкой
Сталевары берут, пробу стали специальной ложкой
Конкурс 3 «День из жизни»
Задание: Необходимо с помощью имён существительных, составить рассказ на тему «Обычный день из жизни человека такой профессии».1 команда составляет рассказ о профессии «Учитель», вторая команда о профессии «Повар»
В ходе игры (по кругу) каждый называет слово, но так, чтобы получился связный рассказ.
Н-р., день из жизни водителя автобуса:
Будильник-кофе-автопарк-дорога-остановка-толпа-давка-поворот-остановка-прокол-телефон-ремонтник-колесо-благодарность и т.д.
Конкурс 4«Детектив»
Следующий конкурс «Детектив».
- Что вы знаете о профессии «Детектив»?
Детективы - люди, занимающиеся расследованием преступлений (в полиции или частным образом), сыщики.
Детектив – это человек, который может по одной маленькой зацепке восстановить облик преступника, картину событий.
В обязанности детектива входит сбор улик и предоставление их судебным органам.
Задание: Каждая команда должна провести расследование и установить, какой профессии разыскивается человек. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Начинает команда… Внимание, разыскивается
1.человек этой профессии работает в одну смену, обычно время чередуется: один день с 8:00 до 14:00, другой с 14:00 до 19:00, поскольку люди этой профессии меняют друг друга (утро, обед)
Организует время препровождения детей: игры, прогулки, другие мероприятия в соответствии с режимом дня.
Следит за безопасностью жизни ребёнка. (Воспитатель Детского сада)
2.Этому человеку специальное образование для работы не требуется. Работа посменная, время зависит от работы заведения. Бывают и ночные смены. Работа связана с физическими нагрузками, потому как вся смена на ногах. Должен знать названия блюд и напитков. Разбираться в рецептуре, должен быть готов рассказать об их составе и вкусе. Принимает заказы посетителей, разносит блюда напитки, убирает посуду, получает расчет с клиентов. (Официант)
3. Его профессионализм заключается, прежде всего, в умении сделать рассказ интересным, увлечь им слушателей. Работает в музее, также и в автобусах, поездах. Знакомит туристов с достопримечательностями городов. Ему требуется хорошее здоровье и физическая выносливость, ведь иногда приходится целый день быть на ногах, преодолевать большие расстояния.
( Экскурсовод)
4.Что за профессия? Человек этой профессии должен на глаз и на ощупь определить качество и степень готовности изделий. Нужна хорошая память, чтобы помнить, какого цвета и формы должны быть изделия. Ему необходимо развитое обоняние и вкусовая чувствительность. Выполняет различные виды хлеба и полуфабрикаты для кондитерских изделий. (Пекарь)
Конкурс 5 «Профи-викторина»
Команда по очереди отвечает на заданный вопрос:
1.Перед кем все люди снимают шляпы? (Перед парикмахером)
2. Мастер с мастерком (Каменщик, штукатур)
3.Кто применяет в своей работе прибор тонометр – медики или музыканты? (Медики. Тонометр – прибор для измерения кровяного давления)
4. В Германии эти сезонные рабочие должны иметь рост не менее 180 см., бас и бороду. Спецодежда им выдаётся бесплатно. Какого она цвета? (Красного. Это Санта-Клаусы)
5.Как называется дрессировщик дельфинов в дельфинарии? (Тренер)
6.Кто на работе играет и получает за это не выговор, а заработную плату? (Актёр, музыкант)
7.Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах»? (Мельник)
8.Кем по профессии был Стекляшкин в сказке Н. Носова «Незнайка на луне»? (Астрономом)
Конкурс 6 Пантомима «Вам работники нужны?»
Каждая команда получает задание изобразить особенности какой-либо профессии. Время на подготовку – 2 минуты. Команды выступают по очереди друг перед другом. Загадывающая команда спрашивает: «Вам работники нужны?» В ответ её спрашивают: « А что вы умеете делать?» Участник загадывающей команды начинает изображать задуманное: действия, которые выполняют люди этой профессии. Противоположная- отгадывает задуманное.
Конкурс 7 «Собрать пазлы»
Собрать картинку с изображением человека, назвать его профессию и рассказать об этой профессии.
4.Итог конкурса. Награждение.
5.Рефлексия.