15.01.2019. Класс: 4 ә.
Предмет: Русский язык.
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Все профессии хороши. Личные окончания глаголов настоящего времени.
Цели урока:
- Развивающие: выработать навыки выразительной речи, содержательного пересказа развитие творческих способностей детей, мыслительной деятельности, их памяти и воображения;
Образовательные: работа над текстом, выполнение упражнений с заданиями, составление предложений по схемам, группировка слов по значению; пополнить лексический запас учащихся; закрепление изменения глаголов по лицам и числам, их окончС добрым утром,глазки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?
С добрым утром,ножки!
- Вы проснулисьаниями; воспитание уважительного отношения к труду.
- Воспитательные: воспитывать уважение к трудовой деятельности, к людям любой профессии.
Оборудование урока: учебник, интернет–ресурсы, слайды, книга С.Я.Маршака «У меня растут года», сюжетные картинки, презентация профессиональных костюмов.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Проверить подготовку детей к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
- Фронтальный опрос.
- Кто перескажет содержание рассказа «Верблюжонок»?
- Как называется лингвистическая наука, изучающая имена людей? (Антропонимика, раздел ономастики)
- Кто подготовил сообщение о своем имени?
III. Усвоение новой темы.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми понятиями, совершим путешествие в страну труженников, где вы сможете открыть для себя новые сферы трудовой деятельности. Ваши папы и мамы, бабушки и дедушки уже занимаются в своей жизни чем-нибудь. А задумывались ли вы над этим вопросом?
У нас в классе, возможно, сидят будущие учителя, доктора, милиционеры, продавцы, певицы, водители. Все эти профессии нужны и важны, согласитесь? Кто сейчас подскажет новую тему урока? (Запись темы урока)
1. Запишите значение термина: (слайд 1) Профессия - это род трудовой деятельности человека, требующий определённой к нему подготовки и являющийся обычно источником его дохода, т.е. его работа.
2. Работа с текстом «Все профессии хороши»
а) Чтение текста учителем;
б) Словарная работа (фармацевт – продавец либо изготовитель лекарств, раздавать - тарату, нельзя шуметь – шулауға болмайды, теряться - абыржу, передумывать – қайта-қайта ойлану, советоваться - кеңесу);
в) Вопросно-ответная беседа:
- Как зовут девочку?
- Кем работает мама Аяжан?
- Что можно сказать о работе мамы?
- В чем ходит мама на работе?
- О каких профессиях мечтает Аяжан?
- Что посоветовал ей отец?
3.Письменная работа (аналитическая): Кто больше?
а) Составьте из данных схем предложения. 2 предложения из них запишите. (Стр 120 упр 5)
б) Измените глагол работать: окончания глаголов выделите в рамочку. (Стр 118 упр 2)
Я / что делаю?/ работ...
Ты /что делаешь?/ ...
Он/она/ /что делает?/ ...
Мы /что делаем?/ ...
Вы /что делаете?/...
Они /что делают?/ ...
Ребята, какое соответствие между вопросами и личными окончаниями вы заметили?
в) 2. «Что онии делают?» Подберите по 2 глагола к существительным:
1.Учителя …, ...
2.Моряки …, ...
3.Шоферы …, ...
Какое грамматическое время глагола мы сейчас использовали – прошедшее или настоящее?
4.Интерактивная групповая работа
а) «Разбери и объясни»: Из опорных слов определите вид профессии и объясните свой выбор.
летает самолет аэропорт
небо пилот
штурвал
светофор руль водитель
машина
дорога
командировки
профессия
учит школа русский язык
знание мел
ученик оценка
окулист больница пациент
чистота лечит
белый халат шприц
б) Игра “Доскажи словечко”
Трактор водит… (тракторист),
Электричку - … (машинист)
Стены выкрасил… (маляр)
В доме свет провёл… (монтёр)
В шахте трудится… (шахтёр)
В жаркой кузнице - … (кузнец)
Кто всё знает – молодец!
5. Языковая разминка. Повторите на оценку скороговорки:
Ткачи ткали ткани на платье Тане.
Кукушка кукушонку сшила капюшон, как в капюшоне он смешон.
6. Конкурс. Угадай профессию.
– Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его нелегок и непрост,
Как космонавт плывет он среди звезд. (Водолаз)
– Он опускается в забой,
Его работа под землей. (Шахтер)
– Кто в дни болезней
Всех полезней?
Он лечит нас от всех болезней. (Врач)
– Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней – сноровка! (Слесарь)
– Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди –
Мы пойдем сегодня в гости. (Сапожник)
– Заболела эта книжка,
Изорвал ее мальчишка.
Я больную пожалею,
Я возьму ее и склею. (Переплетчик)
– Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг... (Лесничий)
IV. Итог урока.
- Позвольте озвучить ваши оценки за урок.
Очень важно, ребята, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал профессию. Я желаю вам правильно избрать свой путь.
V. Домашнее задание:
Стр 119 упр 3 (выучить), Стр 121 упр 8.