Математика 2 класс
Тема урока: Сочетательное свойство умножения и его применение
Цель: учить упрощать выражение, содержащее только действия умножения.
Задачи :
- Познакомить с сочетательным свойством умножения.
- Формировать представление о возможности использования изученного свойства для рационализации вычислений.
- Развивать представления в возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «математика».
- Развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.
- Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карточки с заданием, наглядный материал (таблицы), презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Вы зa парты тихо сели
На меня все посмотрели.
II. Устный счёт
– Посчитаем устно:
1) «Весёлые ромашки» (Слайды таблица умножения)
2) Математическая разминка. Игра «Найди лишнее» (Слайд )
- 485 45 864 947 670 134 (классификация на группы ЛИШНЕЕ 45 – двузначное, 670 – в записи числа нет цифры 4).
- 9 45 72 90 54 81 27 22 18 (9 – однозначное, 22 не делится на 9)
Строка чистописания. Прописать в тетради числа, чередуя: 45 22 670 9
– Подчеркнуть самую аккуратную запись числа
III. Сообщение темы и задач урока. (Слайд )
– Запишите число, тему урока.
– Прочитайте задачи нашего урока
IV. Подготовка к изучению нового материала
а) №1 – Сравните способы. Какое свойство сложения применили?
б) Верно ли выражение
На доске запись:
(23 + 490 + 17) + (13 + 44 + 7) = 23 + 490 + 17 + 13 + 44 + 7
– Назовите используемое свойство сложения. (Сочетательное)
– Какую возможность даёт сочетательное свойство?
Сочетательное свойство даёт возможность записывать выражения, содержащие только сложение, без скобок.
43 + 17 + (45 + 65 + 91) = 91 + 65 + 45 + 43 + 17
– Какие свойства сложения мы применяются в данном случае?
Сочетательное свойство даёт возможность записывать выражения, содержащие только сложение, без скобок. При этом вычисления можно выполнять в любом порядке.
– В таком случае как называется ещё одно свойство сложения? (Переместительное)
V. Изучение нового материала
1) Если мы будем выполнять умножение в том порядке, в каком записаны выражения, то возникнут трудности. Что же поможет нам снять эти трудности?
(2 • 6) • 3 = 2 • 3 • 6
2) Работа по учебнику с. 6, № 2
Сколько рядов? Сколько прямоугольников в каждом ряду? Сколько квадратов в каждом прямоугольнике?
Найдём разными способами количество всех квадратов на рисунке.
а) (3 • 2) • 4 = 6 • 4 = 24 (квадрата).
Объясни запись.
б) 3 • (2 • 4) = 3 • 8 = 24 (квадрата). Объясни запись.
Сравни эти способы. Сделай вывод.
3) Проверь, равны ли значения выражений. Устно.
Запись на доске:
(5 • 2) • 3 и 5 • (2 • 3)
(4 • 7) • 5 и 4 • (7 • 5)
4) Сделай вывод. Правило.
Чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего.
– Расскажите сочетательное свойство умножения.
– Объясните сочетательное свойство умножения на примерах
5) Коллективная работа
На доске: (8 • 3) • 2, (6 • 3) • 3, 2 • (4 • 7)
VI. Физминутка
1) Игра «Зеркало». (Слайд)
Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Мы ль на свете всех умнее,
Всех забавней и смешнее?
Повторяйте все за мной
Веселые движения физминутки озорной.
2) Физминутка для глаз «Зоркие глазки».
– Закройте глаза на 7 секунд, посмотрите направо, затем налево, вверх, вниз, затем сделайте глазами 6 кругов по часовой стрелке, 6 кругов против часовой стрелки.
VII. Закрепление изученного
1)Работа по учебнику. решение задачи. (№3)
– В тетради решение задачи можно оформить следующим образом: (2 • 4) • 3
2) Работа в парах (по карточкам): (Слайд)
– Поставь знаки, не вычисляя:
(–Какое свойство?)
(15 • 2) •4 15 • ( 2 •4)
(8 • 9) • 6 7 • ( 9 • 6)
(428 • 2) • 0 1 • (2 • 3)
(3 • 4) • 2 3 + 4 + 2
(2 • 3 ) • 4 ( 4 • 2 ) • 3
Проверка: (Слайд)
(15 • 2) •4 =15 • ( 2 •4)
(8 • 9) • 6 >7 • ( 9 • 6)
(428• 2) • 0 <1 • (2 • 3)
(3 • 4) • 2 >3 + 4 + 2
(2 • 3 ) • 4 =( 4 • 2 ) • 3
3) Самостоятельная работа (по учебнику)
(с. 6, № 5 – по вариантам)
Свойства умножения: (Слайд 14).
- Переместительное свойство
- Сочетательное свойство
– Зачем нужно знать свойства умножения? (Слайд).
- Чтобы быстро считать
- Выбирать рациональный способ счета
- Решать задачи
VIII. Повторение пройденного материала. «Ветряные мельницы». (Слайд)
- Числа 485, 583 и 681 увеличить на 38 и записать три числовых выражения (1 вариант)
- Числа 583, 545 и 507 уменьшить на 38 и записать три числовых выражения (2 вариант)
485 |
583 |
681 |
||
583 |
545 |
507 |
Учащиеся выполняют задания по вариантам (двое учащихся решают задания на дополнительных досках).
Взаимопроверка.
IХ. Итог урока
– Чему учились сегодня на уроке?
– В чём же заключается смысл сочетательного свойства умножения?
Х. Рефлексия
– Кто считает, что понял смысл сочетательного свойства умножения? Кто доволен своей работой на уроке? Почему?
– Кто знает, над чем ему еще надо поработать?
– Ребята, если вам урок понравился, если вы довольны своей работой, то поставьте руки на локти и покажите мне ладошки. А если вы были чем-то расстроены, то покажите мне обратную сторону ладошки.
XI. Информация о домашнем задании
– Какое домашнее задание вы бы хотели получить?
№6
По выбору:
1. Выучить правило с. 6
2. Придумать и записать выражение на новую тему с решением
Оценки за урок.