АКТУАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
А.А. Кунаева
КГКП «Петропавловский колледж железнодорожного транспорта имени Байкена Ашимова», город Петропавловск, Северо-Казахстанская область.
Преподаватель английского языка
В настоящее время одним из приоритетных направлений модернизации современного профессионально- технического образования рассматривается преподавание английскому языку.
В современном мире английский язык превратился в международный язык общения, и он же является государственным языком во многих странах мира. Актуальность и целесообразность изучения английского языка определена потребностями современного мира. Для студентов это уникальная возможность, т.к. владение английским языком повысит уровень жизни, и даст шанс студенту воспользоваться новыми возможностями. Это возможность найти новых друзей за границей в социальных сетях Internet, это возможность чтения интересных статей и произведений литературы на английском языке, это возможность просмотра англоязычных фильмов без перевода языка международных научных, технических политических и профессиональных международных конференций, симпозиумов и семинаров. Но лишь определенный уровень владения английским языком возможно существование и успешное развитие современного общества.
В нашей стране изучение английского языка начинается с дошкольного возраста, затем продолжается в школе, колледже и вузе. При дальнейшем изучении языка в колледже студенты встречаются с некоторыми трудностями.
В некоторых учебных пособиях по английскому языку встречаются одни и те же темы, в некоторых много грамматики, также тексты написаны несовременным языком и неадаптированные к нашей местности, встречаются задания повышенной сложности. Всё перечисленное это лишь незначительные трудности, которые отрицательно воздействуют на мотив при изучении.
Некоторые студенты встречаются с такой трудностью, как личностный психологический барьер, из-за незнания языка, или обучения в школе на другом языке. Некоторые студенты не уверены в том, что сможет говорить и писать на английском языке. Некоторые студенты стесняются и боятся быть обсмеянными из-за ошибок в речи, или получения отрицательных ошибок. Часто преподаватели на занятиях сами формируют подобный барьер, так как не стимулируют студентов оценками или подбадривающим словом. Иногда бывает, что студент знает достаточно, но сказать не решается из-за своей стеснительности. Попадая в языковую ситуацию, он теряется, т.к. не знает с чего начать, боится, что скажет все не так и в конечном итоге предпочитает молчать. Атмосфера занятия играет важную роль. В одну из моих главных задач, как преподавателя входит смягчение стрессовой ситуации на занятии. Я слежу за каждым словом студента, не исправляю каждую ошибку, не объясняю, как можно говорить и как нельзя на протяжении всего занятия, а пытаюсь создать непринужденную обстановку практического изучения английского языка, с применением практических методов и приемов. В подсознании студента может отложиться идея, что без ошибок он говорить не может, а с ошибками стыдно. Моя основная задача, как преподавателя, это помочь студенту научиться выражать свою мысль чужим языком, не боясь ошибиться.
В ходе изучения английского языка у некоторых студентов актуальные мотивы овладения языком отсутствуют. Студент не видит смысла в дальнейшем изучении, так как считает, что он не будет пользоваться им в дальнейшей работе. На данный момент студент владеет родным языком, с помощью которого решает все проблемы общения, выражает свою точку зрения, и решает свои жизненные, познавательные интересы, и этого ему достаточно.
Также препятствием при изучении языка является отсутствие общения с носителями языка. Учить английский язык необходимо на английском. Я на протяжении всего курса обучения стараюсь учить студентов уважать другую культуру, не забывая о своей культуре и обычаях.
Английский язык в колледже – это учебная дисциплина, но студент должен воспринимать ее как часть современной жизни, как средство общения, связи, деловой переписки, а не как учебную дисциплину.
Таким образом, английский язык должен быть инструментом, а не просто предметом изучения. Нужно пользоваться языком, а не учить его. Для успешного изучения в колледже создаются для студента условия, близкие к реальному общению, например, кружки, дебаты, английские клубы и т.д.
В настоящее время понятие «английский язык» включает не только словарный запас, но и способ человека выражать себя, т.к. служит для общения и выражает способность выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Понимание языка связано не только с определенным государством, но и с определенной частью страны, районом и т.д. При таком подходе язык идет рука об руку с культурой части страны, области, с идеями, обычаями определенной группы людей, общества. Но иногда под культурой понимается общество и цивилизация.
Одним из путей повышения качества преподавания английского языка является повышение мотивации обучающихся в изучении при помощи различных форм, методов обучения.
Основной и ведущей целью обучения языка является формирование коммуникативной компетенции. Учить английский язык надо так, чтобы обучение стало практикой, а не было просто теорией.
Одним из главных показателем успешности и образованностичеловека является знание языка. Студенты, владеющие несколькими языками, имеют более высокие шансы получить престижную работу, нежели их коллеги, не знающие языков.
Главной нашей задачей остается завлечь, заинтересовать детей к изучению английского языка. Я стараюсь на занятии и в повседневной жизни показать, что это интересно, познавательно, а главное, актуально, стараюсь доказать что грамотность, образованность и всестороннее развитие очень важно для человека во все времена.
Использованная литература:
- 120 секретов английского языка. Виктор Миловидов. Изд. «Айрис»
- Идиоматика в английской речи. К.Г.Середина. Изд. «Просвещение».
- Пособие по грамматике современного английского языка. Т.А. Барабаш. Изд. «Международные отношения»