Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение активных методов обучения».
Наше время – время перемен. Государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.
Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями обновленного стандарта.
На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.
У каждого учителя, работающего в школе, складываются свои принципы.
Мой первый принцип- педагог должен быть сильной личностью и примером для своих учеников, и обучать он должен не словом, а делом. Учитель должен иметь, по крайней мере, как минимум такие способности, как:
- Умение находить выход из любой ситуации
- Иметь артистические способности
- Иметь доброе сердце и умение понимать людей
Второй принцип –сегодня, когда идёт непрерывное реформирование системы образования, учитель должен постоянно заниматься самообразованием. Мы должны знать все инновационные технологии, уметь применять их в своей работе, а также, владеть компьютерными знаниями и доступом в Интернет.
Третий принцип–это уважение личности учащегося. Как считает Эмануил Ильенков: «Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо!» и я считаю, что каждый ребенок талантлив по-своему. Только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребенка.
Четвёртый принцип – обучать ребенка необходимо в сотрудничестве, где роль учителя заключается в помощи добычи знаний учащимися самостоятельно. Так как учёными доказано, что самостоятельно добытые знания прочнее готовых знаний, и, наиболее успешное обучение может проходить, именно, в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше. Придерживаясь данных принципов, я в своей работе применяю модульную технологию, интерактивные методы обучения, которые позволяют у учащихся:
- Развивать мышление;
- Воспитывать уверенность в себе;
- Совершенствовать навыки ораторского искусства и способность слушать;
- Повышают сознание своего права на собственное мнение;
- Лучше запоминают новый материал.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» - сказал Конфуций, потому поиски новых форм работы, апробации различных технологий на уроках русского языка и литературы привели меня на курсы ««Технологическое сопровождение русского языка в профильной школе: разработка, внедрение и система оценивания» (2014); ««Русский язык» в школах с казахским языком обучения в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан» (2016);«Повышение профессиональных компетенций учителей русского языка с казахским языком обучения в системе трехъязычного образования»(2016) .