Семья. Семейные традиции.
Цель: способствовать формированию потребности изучать и сохранять традиции своей семьи.
Задачи:
расширить знания учащихся о семейных традициях;
создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности;
способствовать воспитанию у учащихся чувства уважительного отношения к семейным традициям и доброжелательным отношениям в семье.
Ход мероприятия
Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро!
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
Уже по вашим улыбкам я вижу, что у вас хорошее настроение и вы готовы работать.
Давайте ещё раз улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям и начнем наше внеклассное мероприятие
Я хочу рассказать вам одну сказку, послушав её вы сами попробуете назвать мне тему нашего внеклассного мероприятия
Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел
седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
- Куда ты идешь? - спросил старик
- Яиду искать место, где мне не будет так одиноко.
- Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
- Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Ябуду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью. а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
Учитель: У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?
- ( Мама, папа, бабушка, дедушка)
- Назовите их одним словом (Семья)
Уч.- Совершенно верно, люди с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.
- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей? (мнения детей).
Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники, но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Не зря учителей называют классными мамами. Хочется, чтобы наш класс остался такой семьей до окончания школы и стал еще дружнее.
2) -Я хочу прочитать вам одну легенду. Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья»
Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств… Подумайте, что назвали члены этой большой семьи. Проверка.
Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…(бабушка)
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш... (дед)
(дедушка)
Днем работает она,
Вечером она — жена,
Если праздник, она — дама,
Кто же это? — Моя... (мама)
Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее
Штанга для него, как вата
Ну, конечно, это- папа.
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой... (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая... (сестренка)
Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне... (дядя)
Вы загадки отгадали,
Вы своих родных узнали:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна СЕМЬЯ!
- Что такое семья?
- Сегодня тема посвящена семье и семейным ценностям.
Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
- А как вы думаете, почему мы выбрали эту тему?
Семья в жизни человека занимает важное место. В семье человек растет, развивается формируется его характер. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка…
Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех. Мы с вами уже работали по этой теме: составляли родословную своей семьи, выполняли проект «Моя семья», рисовали рисунки «Мама , папа, я – дружная семья», участвовали в творческих конкурсах «Моя семья», «Семейная фотография».
- А как вы думаете, все ли семьи одинаковые? А чем они могут быть похожи? Чем могут различаться?
Семьи все разные. Конечно, они отличаются своими привычками, укладом, обычаями.
А какой должна быть семья?
Чтобы ответить на этот вопрос мы поработаем в группах.
Вспомним правила работы в группах.
В каждой группе есть листочки, на которых написаны имена прилагательные. Выберите из них только те, которые по вашему мнению, являются ответом на данный вопрос.
1. Дружная, ленивая, спортивная.
2. Трудолюбивая, заботливая, скандальная.
3.Доброжелательная, любящая, злая.
4. Веселая, равнодушная, гостеприимная.
5. Жадная, внимательная, чуткая.
- А почему вы не выбрали слова ленивая, скандальная, злая, равнодушная, жадная.
- А каким будет ребёнок в такой семье?
- Как он будет вести себя в обществе?
- А что же нужно делать, чтобы про семью говорили « Какая хорошая эта семья!»
Каждая семья – это своеобразный мир, маленькое государство, в котором царят свои правила, есть свои ценности.
- А какие ценности могут быть в семье?
Мы сегодня говорим не о материальных ценностях, а о духовных. Это память о предках – ваших прабабушках и прадедушках, об их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые песни и вещи, мебель, растения, посаженные ещё вашими бабушками, дома, построенные дедушками.
Традиции семьи тоже можно отнести к духовным ценностям.
- А как вы понимаете значение слова традиции?
В толковом словаре Ожегова дано такое определение
«Традиция - это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков»
Семейные обеды, ужины, совместное чтение книг, просмотр фильмов, выезды на природу, семейные праздники.
Связь поколений, сохранение традиций семьи – это было важно всегда. К сожалению, многие современные семьи живут разрозненно, редко собираются вместе, забывают о своих родителях, - у них нет совместных занятий. Отсутствие традиций в семье ведет к разобщению людей, даже самых близких.
Организует работу по изучению нового материала. Для этого в каждой группе имеются конверты с заданиями.
- У вас на столах лежат тексты. Прочитайте и подумайте: о чем они?
1.Приехал долгожданный гость,
Давно он не был в нашем доме.
Его встречать нам довелось
С радушьем, в вежливом поклоне.
И угощенье принесли
С гостеприимством достархана
(по словарю - угощение, блюдо из различных восточных сластей)
В казане бешбармак кипит (бешбармак - название блюда состоящего из отваренного в бульоне мяса, сочней из пресного теста и тушеного или жареного лука).
Из мяса жирного барана.
Пока варился наш обед,
Мы гостя дружно привечали,
Он был заботою согрет
И ароматной чашкой чая.
И вот на блюде бешбармак,
Баранья голова дымится…
Традиций знанье – не пустяк,
Мне это в жизни пригодится! (М. Курманалин)
(Традиция встречи гостя)
2. (Отрывок из детского сочинения) Мы очень любим активный отдых, поездки на природу. Как же замечательно прохладным августовским утром надеть куртку, сапоги, куртку, взять в руки палку, ведро и нож и отправиться в лес за грибами! Никогда не знаешь, какие грибы и сколько их соберешь. А купание летом в реке, катание зимой с горки с родителями наперегонки. Что может быть лучше? Разве рыбалка?
(Традиция - совместный отдых)
-Сейчас вам предлагается составить небольшое стихотворение, используя последние фразы.
____________________________дом
__________________________живем
_______________________________я
___________________________семья
Работа в группах.
Давайте попробуем с вами расшифровать каждую букву из слова семья.
Перед вами лежат листочки, ваша задача написать за две минуты слова к буквам из слова семья
Например:
С — счастливая
Е — единственная
М — могучая
Ь — мягкий знак — смягчает все отношения
Я — яркая
Работа в группах: Выберите те картинки, которые относятся к семейным традициям.
Сейчас я попрошу нарисовать то, с чем вы ассоциируете вашу семью. Может это будет цветок или солнце .
Вывешиваем рисунки
Итог:
Мы сегодня много говорили о разных семейных традициях. Как вы думаете, а для чего они нужны?
Да, очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение. Главное - они нужны, чтобы семья была крепкой и дружной.