Формативное оценивание – когда мы проверяем, что усвоили учащиеся еще в процессе обучения.
Идеально, когда инструменты формативного оценивания разнообразные, последовательные, при этом преподаватель не тратит много времени на проверку. Потому что главное не поставить оценки или баллы, а узнать запросы учащихся.
Усвоили ли они тему?
Можно ли переходить к следующему разделу?
Кому нужна дополнительная поддержка?
Что можно изменить в методике преподавания и планирования урока?
Идея 1 – Пятиминутки
Эффективно используем первые и последние пять минут урока, задаем вопросы по прошедшей теме, готовим мини-тест и выводим его на проекторе.
Можно попросить учащихся написать по одному вопросу на стикере и кратко обсудить ответы вместе.
Для рефлексии – попросить учеников ответить на вопросы:
3+2+1 – написать три факта, которые они усвоили, два факта, о которых они хотят узнать больше и что-то, что им не понятно.
2 вещи, о которых я узнал сегодня. После ученики могут походить по кабинету, обсудить заметки друг друга и добавить что-то в личный лист рефлексии.
Подходят и простые вопросы, вроде «Что бы я сделал на уроке по-другому?», ученики записывают ответы на стикерах.
Идея 2 – «Большой Брат следит за тобой»
Оценивание может быть легко измеримым, даже если вы даете учащимся задания, вроде:
– напиши письмо другу, в котором объясняешь основные ключевые моменты пройденной темы
– нарисуй скетч, который визуально представляет тему
– подумай над материалом и потом обсуди его с партнером
Учитель обходит класс, делает заметки в планшете или на телефоне, либо заполняет готовый Лист Наблюдения, что более формально и позволяет сузить фокус наблюдения за учащимися и делать эффективные записи.
Идея 3 – Формат интервью
Для того, чтобы углубиться в тему занятия – использовать техники интервью, дебатов и дискуссий.
Можно организовать 3-минутные индивидуальные интервью с учениками. Требуется больше времени, но не обязательно проводить интервью на каждом занятии или проекте.
Альтернатива – разделить учащихся на пары и дать форму обратной связи:
сказать партнеру, что понравилось в его или ее речи, задать один вопрос и
предложить, как можно улучшить ответ.
Идея 4 – Искусство
Техники, которые включают в себя визуальное искусство, фотографию или видеографию как инструмент оценивания. Учащиеся могут рисовать, создавать коллажи или скульптуры, что позволит им объединить весь пройденный материал. Они могут сыграть пьесу на рассказ Пушкина или создать танец на тему «деление клеток».
Техники могут отличаться друг от друга и каждый преподаватель выбирает, что эффективнее и быстрее для его класса. Главное, что формативное оценивание повышает осознанность учащихся о личном прогрессе, образовательных потребностях и стиле обучения. А учителю позволяет вовремя изменить структуру урока, понять запросы учащихся, чтобы эффективнее подготовить их к финальному экзамену.