Березовикова Ирина Даминовна
учитель религиоведения
КГУ «Меновновская средняя школа»
акимата города Усть-Каменогорска
«Богата та страна, где живут в согласии»,
народная мудрость
Цель:
- актуализация религиоведческих, культурологических знаний учащихся в сфере истории культуры народов Казахстана, образующих единую казахстанскую нацию.
Задачи:
-утверждать в общественном мнении идеи единства многонационального народа Казахстана;
- формировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения;
- формировать культуру межконфессионального общения;
-способствовать религиоведческому и культурологическомупросвещению школьников через раскрытие личностного потенциала учащихся и способностей реализации себя в обществе;
-воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, раскрывая понятия «толерантность», «толерантная личность».
Участники: учащиеся 9-10 –х классов, каждый класс предоставляет команду в количестве 4 –х человек (основной состав), возможна взаимозаменяемость отдельных участников.
Язык проведения: русский
Организатор: учитель религиоведения
Оборудование: Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 г., Презентация «День духовного согласия в Казахстане», ватман с иллюстрацией «школы», иллюстрации «лужайка», «буквы алфавита», маркеры, раздаточный материал:
Памятка1. «Как научиться справляться с гневом»;
Памятка 2. «Как научиться управлять своим эмоциями», музыкальное сопровождение.
Понятия и термины: «духовность», «духовное согласие», «толерантность», «интолерантость», «сакральный», «патриотизм»
Оценивание участия в конкурсах:
1.Презентация «Многонациональность - душа Казахстана». Максимальный балл – 5.
2. Блиц – опрос на тему «Культура народов Восточного Казахстана. Максимальное количество баллов – 5.
3. Домашний конкурс - проект «Астана – лицо Казахстана». Максимальный балл – 4.
4. В «Словарь толерантности». Максимальный балл – 5.
5. Творческий конкурс «Школа – территория толерантности». Максимальный балл – 5.
Максимальное количество баллов за все конкурсные испытания -34 балла.
При подсчете результатов учитывается соблюдение регламента, которое осуществляет таймкипер. За нарушение регламента в любом из конкурсных испытаний отнимается штрафной балл -1 (минус один балл за каждый конкурс).
При итоговом подсчете баллов, набранных в ходе мероприятия, за соблюдение выбранного командой образа, начисляются баллы-бонусы. Максимальный балл – бонус-2.
За проявленное понимание проблематики мероприятия, активное творческое участие в конкурсах коллегиальным решением жюри начисляются баллы-бонусы. Максимальный балл – бонус-3.По сумме итоговых баллов выявляются:
1.Команды, занявшие соответственно 1,2,3 места.
2. Победители личного первенства, набравшие наибольшее количество баллов и занявшие соответственно 1,2, 3 места.
Регламент мероприятия: 60 мин
Награждение команд:
Команды, занявшие призовые мест, а так же учащиеся, победившие в номинациях, награждаются грамотами, «медалями толерантности».
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
- Психологический настрой. Звучит песня «Мир придуман так»
Учитель: День 18 октября важен для каждого казахстанца. Это день духовного согласия - день единений и всепрощения, милосердия и взаимопонимания.
Начало этойтрадиции положила Перваясессия Всемирного КонгрессаДуховного Согласия в 1992 году в городе Алматы по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Его участники приняли манифест, на котором объявили 18 октября – Днем Духовного согласия.
Бескрайние просторы казахской степи под единым шаныраком объединяют представителей различных национальностей. В настоящее времяКазахстан стал для всего мира примером межконфессионального согласия, численность населения которого превысила 18 миллионов человек. И все они живут в мире и согласии.
Ученик:
На просторах Казахстана
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны
Всем народам – любовь и почет.
Мы дружной семьей живем в Казахстане.
Татары, уйгуры, русские с нами.
Так пусть же крепнет во веки веков.
Дружба народов всех возрастов.
Учитель:
- Вашему вниманию презентация команд «Многонациональность-душа Казахстана» (команда№1 , №2 , №3).
В ходе презентации каждая команда должна показать понимание сути межконфессионального согласия как судьбы многонационального казахстанского народа. Команды представляют название, девиз, эмблему команды. Название и эмблема должны соответствовать тематике внеклассного мероприятия в целом. Во время поведения всех конкурсов команда должна стремиться поддерживать выбранный образ, представленный в авторской презентации.
Критерии оценки:
- соответствие тематике-1;
-формирование образа команды - наличие атрибутов, символов, отражающих тему мероприятия и позицию команды-2;
- оригинальная форма подачи – 2;
Максимальная оценка: 5 баллов
Учитель: День духовного согласия способствует сплочению нации в традиционных нравственных ценностях. На казахской земле прошли все мировые религии, и у нас никогда не было фанатизма или нетерпимости. Многоконфессиональному народу Казахстана всегда был присущ особый дух взаимоуважения и взаимной поддержки. Благородный поступок, совершенный в этот день может стать началом для совершения всеми гражданами подобных поступков во имя мира и согласия.
Просмотр видеоролика: «День духовного согласия в Казахстане».
Учитель:Слово «духовность» может иметь несколько смысловых оттенков. Духовное согласие это согласие совместно пребывать в духе примирения, милосердия и помощи ближнему. Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом особенности, к которой индивид принадлежит, лишьв тесной связи с духовной жизнью общества. В нашем светском государстве вера и религия – это важный источник духовности, морали и толерантности.В Казахстане живут представители более 130 этносов и 17 конфессий по уникальной модели межнационального и межрелигиозного согласия, и это признают международные эксперты. Религиозная толерантность и сплоченность этносов, проживающих в стране – это и есть основа консолидации народов Казахстана. Религии сегодня отводится особая роль в преемственности поколений, в формировании мировоззрения, духовных потребностей и интересов человека, так как духовный фундамент нации составляют его язык, национальные традиции и культура. Наращивание потенциала нации требует дальнейшего развития нашей культуры.
- Блиц – опрос на тему «Культура народов Восточного Казахстана»
В течение 1 минуты командам задаются вопросы, предполагающие быстрые однозначные ответы по следующим тематическим блокам:
- История религий народов Восточного Казахстана (тенгрианство, ислам, христианство, буддизм).
- Назовите традиционные религии, издавна сложившиеся на территории края (ислам, православие, старообрядчество, иудаизм).
- Назовите относительно новые для нашего края разновидности христианства (католицизм, протестантизм)
- Одним из самых интересных памятников древности Восточного Казахстана является монастырь тибетского буддизма Аблайкит (Аблай-хит) ХVII века. Кто основатель этого храма? (светский правитель и духовный лидер – лама. «Аблай»- имя джунгарскогоправителя-местного князя (тайши), «кит» (или «хит») -монастырь)
- Сакральные места Восточно - Казахстанской области.
- Что означает слово «сакральное»?
- Сколько сакральных мест в ВКО?
- Религиозный и культовый объект, являющийся местам поклонения мусульман Казахстана, мавзолей- комплекс
- Восточный Казахстан – родник духовности
- Пословица о дружбе «Богата та страна, где живут в согласии» (восстановить пропущенное слово в пословице)
- Национальные костюмы (назвать этнокультурный центр г. Усть -Каменогорска, для которого представленный костюм является национальным)
- Когда и кем был открыт в Восточном Казахстане областной Дом Дружбы?
(создан в1992 г., открыт Президентом страны Н.А. Назарбаевым, с 05.01.2015г. реорганизован в КГУ «Дом дружбы – центр общественного согласия» аппарата Акима ВКО, действуют 22 этнокультурных объединения)
Регламент: 1 минута
Максимальная оценка: 5 баллов
Учитель:
Лицом нашей родины является Астана - город, который смог передать всё единство, всю силу, дружбу и все способности народа Казахстана.
Сегодня Астана – город нового поколения, город межконфессионального согласия. Мы будем всегда гордиться своей столицей как ярким символом расцвета и силы казахстанского народа, как одной из главных ценностей национальной идеи «Мәңгілік Ел», которая объединяет весь народ и составляет фундамент будущего нашей страны. Астана – достойный опыт Казахстанского пути, выдержавший испытание временем. Как сказал Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев: «Астана – это символ обновления Казахстана, символ неиссякаемой, созидательной энергии его многонационального народа. Это символ надежды и уверенности нации, обретшей свободу, в своём процветающем будущем, в будущем своих потомков».
- Домашний конкурс - проект «Астана – лицо Казахстана»
Для участия в конкурсе предоставляется песня в любом музыкальном жанре, стилеи направлении (лирическое, популярное, гимн и т.д.), содержание которого отражает проблематику мероприятия.
Регламент: 4-5 мин
Критерии оценки:
- раскрытие проблематики -1;
-креативность и художественное оформление -1;
-яркость и зрелищность -1;
-артистизм исполнителей-1.
Максимальная оценка: 4 балла
Учитель: Одним из необходимых условий общественного духовного согласия является толерантность. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности (Статья 1 Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО).
Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам и, взглядами традициям.
Интолерантный путь - это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Ученик:
Толерантность. Что это такое?
Если спросит кто – нибудь меня,
Я отвечу: «Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся».
Толерантность – это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что – то, где – то.
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета,крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность – слово всех живых!
- В «Словарь толерантности»
На иллюстрированнойбукве (от «А» до «Я», по выбору команды) написать слово или словосочетание с формулировками, которые соответствуют вашему пониманию качеств толерантного человека или толерантного пространства.
Например,
А – активная нравственная позиция
Б – безагрессии воспринимать образ жизнидругого человека
В–взаимоуважение прав собеседника; вера; воспитанность
Г – гуманный
Д - доброжелательность, давать право жить другим
Ж - желание что-либо делать вместе (сотрудничество)
И - индивидуальность свою сохраняет
К - комфортно чувствует себя в окружающей среде
М - милосердный
Н - не забывать о собственных ценностях; научиться управлять своими эмоциями; научиться справляться с гневом
П - психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами; преданный; право на отличие; понимание; прощение
Р - равноправие
С – сострадающий;сотрудничество; свобода вероисповедания; снисходительность
Т -терпимый к другим обычаям, другому образу жизни,чувствам, мнениям, идеям, верованиям
У - уважение человеческого достоинства, уважение мнения и прав других; улыбчивый; умный
Ч – чуткий; честный
Х – хорошо знает себя
Регламент: 1минута
Максимальная оценка: 5 баллов
Учитель: В Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Президент Республики Казахстан отметил, что «каждый казахстанец должен быть сопричастен процессам преобразований в стране. Каждый казахстанец должен четко понимать суть проводимых реформ и их важность в деле процветания нашей Родины. Для их успешной реализации сегодня как никогда важна консолидация общества вокруг общих целей».
Консолидация есть единство, единство есть покой, мир и толерантность. Воспитание толерантной личностиначинается с семьи, продолжается в школе и всю жизнь. Как сделать свою школу, где воспитываются казахи, и русские, немцы и татары, белорусы и украинцы, молдаване и туркмены комфортной для каждого из вас?
- Творческий конкурс«Школа – территория толерантности»
Задание: Напишите на предложенных иллюстрациях- «лужайках» советы, как и что нужно сделать, чтобы класс, школа, село, родной город, страна стали пространством толерантности, а взаимоотношения между сверстниками приобрели особый дух взаимоуважения и взаимной поддержки. Разместите «лужайки» на воображаемом пришкольном дворе.
Регламент: 1минута
Максимальная оценка: 5 баллов
Итог. Награждение команд. Объявление жюри итогов мероприятия, счет баллов. Вручение грамот и «медалей толерантности».
Рефлексия: Для чего нам необходимо сохранять духовное согласие? (Любыедостижения возможны благодаря сплоченности и трудолюбию, в условиях единства и согласия открываются новые возможности и перспективы)
Учитель: Ребята, как вы, поняли народную мудрость: «Богата та страна, где живут в согласии»? (Выслушиваются мнения, в том числе: народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, желает занять достойное место в мировом сообществе).
Учитель: А сейчас попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положить руки друг другу на плечи, правую ногу вытянуть к центру круга, и по команде сделать шаг внутрь («мой шаг толерантности»), и хором сказать:
Если каждый друг другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!
Мне хочется, чтобы вы, ребята, реализовывались как толерантные личности и поэтому предлагаю памятки, которые помогут вам в этом: «Как научитьсяуправлять своим эмоциями» и « Как научиться справляться с гневом».
Ребята, учитесь управлять своими эмоциями, спокойно общаться с людьми, а гнев выражать в приемлемой форме.
А теперь прошу обменяться комплементами! (звучит музыка)
Ученик: Только в этом спасенье,
Спасенье в одном:
Относиться друг к другу с добром и теплом.
Научиться свободно, с достоинством жить,
Но, пи этом, к другим равнодушным не быть.
Приложение
Памятка 1. «Как научиться справляться с гневом»
- Нарисуй запрещающий знак «СТОП» и как только почувствуешь, что начинаешь сильно сердиться, то сразу достаешь этот знак и говоришь вслух или про себя «Стоп!». Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
- Выражай гнев в приемлемой форме, воспользовавшись«чудо - вещами» для выплескивания негативных эмоций:
– чашка (в нее можно кричать);
– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);
– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);
– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);
– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);
– подушка (ее можно кидать, бить).
- Если ты перевозбужден, «на грани», то необходимо быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
Памятка 2. «Как научиться управлять своим эмоциями»
- Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
- Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (твое имя), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
- Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
- Если ты начинаешь злиться, необходимо сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.