Публикации

RCDO.KZ » Публикации » «Под единым шаныраком» час духовности, посвященный Дню духовного согласия в Республике Казахстан

«Под единым шаныраком» час духовности, посвященный Дню духовного согласия в Республике Казахстан

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Ирина Березовикова04 610

Березовикова Ирина Даминовна

учитель религиоведения

КГУ «Меновновская средняя школа» 

акимата города Усть-Каменогорска

«Богата та страна, где живут в согласии», 

народная мудрость 

Цель:

- актуализация религиоведческих, культурологических знаний учащихся в сфере истории культуры народов Казахстана, образующих единую казахстанскую нацию.

Задачи:

-утверждать в общественном мнении идеи единства многонационального народа Казахстана;

- формировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения;

-   формировать культуру межконфессионального общения;

-способствовать религиоведческому и культурологическомупросвещению школьников через раскрытие личностного потенциала учащихся и способностей реализации себя в обществе;

-воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, раскрывая понятия «толерантность», «толерантная личность». 

Участники: учащиеся 9-10 –х классов, каждый класс предоставляет команду в количестве 4 –х человек (основной состав), возможна взаимозаменяемость отдельных участников. 

Язык проведения: русский

Организатор: учитель религиоведения 

Оборудование: Послание Президента РК Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» от 5 октября 2018 г., Презентация «День духовного согласия в Казахстане»ватман с иллюстрацией «школы», иллюстрации «лужайка», «буквы алфавита», маркеры, раздаточный материал: 

Памятка1. «Как научиться справляться с гневом»;

Памятка 2. «Как  научиться  управлять своим эмоциями», музыкальное сопровождение. 

Понятия и термины:  «духовность», «духовное согласие», «толерантность», «интолерантость», «сакральный», «патриотизм»

Оценивание участия в конкурсах:

1.Презентация «Многонациональность - душа Казахстана». Максимальный балл – 5.

2. Блиц – опрос на тему «Культура народов Восточного Казахстана. Максимальное количество баллов – 5.

3.  Домашний конкурс - проект «Астана – лицо Казахстана». Максимальный балл – 4.

4.  В «Словарь толерантности». Максимальный балл – 5.

5. Творческий  конкурс  «Школа – территория толерантности». Максимальный балл – 5.

Максимальное количество баллов за все конкурсные испытания -34 балла.

При подсчете результатов учитывается соблюдение регламента, которое осуществляет таймкипер. За нарушение регламента в любом из конкурсных испытаний отнимается штрафной балл  -1 (минус один балл за каждый конкурс).

При итоговом подсчете баллов, набранных в ходе мероприятия, за соблюдение выбранного командой образа, начисляются баллы-бонусы. Максимальный балл – бонус-2.

За проявленное понимание проблематики мероприятия, активное творческое участие в конкурсах коллегиальным решением жюри начисляются баллы-бонусы. Максимальный балл – бонус-3.По сумме итоговых баллов выявляются:

1.Команды, занявшие соответственно 1,2,3 места.

2. Победители личного первенства, набравшие наибольшее количество баллов и занявшие соответственно 1,2, 3 места.

Регламент мероприятия: 60 мин

Награждение команд: 

Команды, занявшие призовые мест, а так же учащиеся, победившие в номинациях, награждаются грамотами, «медалями толерантности».

Ход мероприятия:

  • Организационный момент.
  • Психологический настрой. Звучит песня  «Мир придуман так»

Учитель: День 18 октября важен для каждого казахстанца. Это день духовного согласия - день единений и всепрощения, милосердия и взаимопонимания.

Начало  этойтрадиции  положила  Перваясессия  Всемирного  КонгрессаДуховного  Согласия в 1992 году в городе Алматы по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Его участники приняли манифест, на котором объявили 18 октября – Днем Духовного согласия. 

Бескрайние просторы казахской степи под единым шаныраком объединяют представителей различных национальностей.  В настоящее времяКазахстан  стал для всего мира примером межконфессионального согласия, численность населения которого превысила 18 миллионов человек. И все они живут в мире и  согласии.

Ученик:

На просторах Казахстана

Много разных народов живет.

Все народы, как братья равны

Всем народам – любовь и почет.

Мы дружной семьей живем в Казахстане.

Татары, уйгуры, русские с нами.

Так пусть же крепнет во веки веков.

Дружба народов всех возрастов.

Учитель: 

  1. Вашему вниманию презентация команд «Многонациональность-душа Казахстана» (команда№1 , №2 , №3).

В ходе презентации каждая команда должна показать понимание сути межконфессионального согласия как судьбы многонационального казахстанского народа. Команды представляют название, девиз, эмблему команды. Название и эмблема должны соответствовать тематике внеклассного мероприятия в целом. Во время поведения всех конкурсов команда должна стремиться поддерживать выбранный образ, представленный в авторской презентации.

Критерии оценки:

- соответствие тематике-1;

-формирование образа команды - наличие атрибутов, символов, отражающих тему мероприятия и позицию команды-2;

         - оригинальная форма подачи – 2;

Максимальная оценка: 5 баллов 

Учитель: День духовного согласия способствует сплочению нации в традиционных нравственных ценностях. На казахской земле прошли все мировые религии, и у нас никогда не было фанатизма или нетерпимости. Многоконфессиональному народу Казахстана всегда был присущ особый дух взаимоуважения и взаимной поддержки. Благородный поступок, совершенный в этот день может стать началом для совершения всеми гражданами подобных поступков во имя мира и согласия.

Просмотр видеоролика: «День духовного согласия в Казахстане». 

Учитель:Слово «духовность» может иметь несколько смысловых оттенков. Духовное согласие это согласие совместно пребывать в духе примирения, милосердия и помощи ближнему. Духовный мир человека ученые нередко характеризуют как нерасторжимое единство разума, чувств, воли. Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом особенности, к которой индивид принадлежит, лишьв тесной связи с духовной жизнью общества. В  нашем светском государстве вера и религия – это важный источник духовности, морали и толерантности.В Казахстане живут представители более 130 этносов и 17 конфессий по уникальной  модели межнационального и межрелигиозного согласия, и это признают международные эксперты. Религиозная толерантность и сплоченность этносов, проживающих в стране – это и есть основа консолидации народов Казахстана. Религии сегодня отводится особая роль в преемственности поколений, в формировании мировоззрения, духовных потребностей и интересов человека, так как духовный фундамент нации  составляют его язык, национальные традиции и культура. Наращивание потенциала нации требует дальнейшего развития нашей культуры.

  1. Блиц – опрос на тему «Культура народов Восточного Казахстана»

В течение 1 минуты командам задаются вопросы, предполагающие быстрые однозначные ответы по следующим тематическим блокам:

  • История религий народов Восточного Казахстана (тенгрианство, ислам, христианство, буддизм).
  • Назовите традиционные религии, издавна сложившиеся на территории края (ислам, православие, старообрядчество, иудаизм).
  • Назовите относительно новые для нашего края разновидности христианства (католицизм, протестантизм)
  • Одним из самых интересных памятников древности Восточного Казахстана является монастырь тибетского буддизма  Аблайкит (Аблай-хит) ХVII века. Кто основатель этого храма? (светский правитель и духовный лидер – лама. «Аблай»- имя джунгарскогоправителя-местного князя (тайши), «кит» (или «хит»)  -монастырь)
  • Сакральные места Восточно -  Казахстанской области.
  • Что означает слово «сакральное»?  
  • Сколько сакральных мест в ВКО?
  • Религиозный  и культовый объект, являющийся местам поклонения мусульман Казахстана, мавзолей- комплекс 
  • Восточный Казахстан – родник духовности
  • Пословица о дружбе «Богата та страна, где живут  в согласии» (восстановить пропущенное слово в пословице)
  • Национальные костюмы (назвать этнокультурный центр г. Усть -Каменогорска, для которого представленный костюм является национальным)
  • Когда и кем был открыт в Восточном Казахстане областной Дом Дружбы? 

(создан в1992 г., открыт Президентом страны Н.А. Назарбаевым, с 05.01.2015г. реорганизован в КГУ «Дом дружбы – центр  общественного согласия» аппарата Акима ВКО, действуют 22 этнокультурных объединения)

Регламент: 1 минута

Максимальная оценка: 5 баллов

Учитель: 

Лицом нашей родины является Астана - город, который смог передать всё единство, всю силу, дружбу и все способности народа Казахстана.

Сегодня Астана – город нового поколения, город межконфессионального согласия. Мы будем всегда гордиться своей столицей как ярким символом расцвета и силы казахстанского народа, как одной из главных ценностей национальной идеи «Мәңгілік Ел», которая объединяет весь народ  и составляет фундамент будущего нашей страны. Астана – достойный опыт Казахстанского пути, выдержавший испытание временем. Как сказал Президент Нурсултан Абишевич Назарбаев: «Астана – это символ обновления Казахстана, символ неиссякаемой, созидательной энергии его многонационального народа. Это символ надежды и уверенности нации, обретшей свободу, в своём процветающем будущем, в будущем своих потомков».

  1. Домашний конкурс - проект «Астана – лицо Казахстана»

Для участия в конкурсе предоставляется песня в любом музыкальном жанре,  стилеи направлении (лирическое, популярное, гимн и т.д.), содержание которого отражает проблематику мероприятия.

Регламент: 4-5 мин

Критерии оценки:

- раскрытие проблематики -1;

-креативность и художественное оформление -1;

-яркость и зрелищность -1;

-артистизм исполнителей-1.

Максимальная оценка: 4  балла

Учитель: Одним из необходимых условий общественного духовного согласия является толерантность. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности (Статья 1 Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО). 

Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам и, взглядами традициям.

Интолерантный путь - это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций. 

Ученик:

Толерантность. Что это такое?

Если спросит кто –  нибудь меня,

Я отвечу: «Это все земное.

То, на чем стоит Планета вся».

Толерантность – это люди света

Разных наций, веры и судьбы

Открывают что – то, где – то.

Радуются вместе. Нет нужды

Опасаться, что тебя обидят

Люди,  цвета,крови не твоей.

Опасаться, что тебя унизят

Люди на родной Земле твоей.

Ведь Планета наша дорогая

Любит всех нас: белых и цветных!

Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность – слово всех живых!

  1. В «Словарь толерантности»

На иллюстрированнойбукве (от «А» до «Я», по выбору команды) написать слово  или словосочетание с формулировками, которые соответствуют вашему пониманию качеств толерантного человека или толерантного пространства.

           Например, 

          А – активная нравственная позиция

Б  – безагрессии воспринимать образ жизнидругого человека

В–взаимоуважение прав собеседника; вера; воспитанность

Г – гуманный

Д - доброжелательность, давать право жить другим 

Ж  - желание что-либо делать вместе (сотрудничество)

И - индивидуальность свою сохраняет

К - комфортно чувствует себя в окружающей среде

М - милосердный

Н - не забывать о собственных ценностях; научиться управлять своими эмоциями; научиться справляться с гневом 

П - психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами; преданный; право на отличие; понимание; прощение

Р - равноправие

С – сострадающий;сотрудничество; свобода вероисповедания; снисходительность

Т -терпимый к другим обычаям, другому образу жизни,чувствам, мнениям, идеям, верованиям

У - уважение человеческого достоинства, уважение мнения и прав других; улыбчивый; умный  

Ч – чуткий; честный

Х – хорошо знает себя

Регламент: 1минута 

Максимальная оценка: 5 баллов

Учитель: В Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» Президент Республики Казахстан отметил, что «каждый казахстанец должен быть сопричастен процессам преобразований в стране. Каждый казахстанец должен четко понимать суть проводимых реформ и их важность в деле процветания нашей Родины. Для их успешной реализации сегодня как никогда важна консолидация общества вокруг общих целей».

Консолидация есть единство, единство есть покой, мир и толерантность. Воспитание толерантной личностиначинается с семьи, продолжается в школе и всю жизнь. Как сделать  свою школу, где воспитываются казахи, и русские, немцы и татары, белорусы и украинцы, молдаване и туркмены комфортной для каждого из вас?

  1. Творческий  конкурс«Школа – территория толерантности»

Задание:    Напишите на предложенных иллюстрациях- «лужайках» советы, как и что нужно сделать, чтобы класс, школа, село, родной город, страна стали пространством толерантности, а взаимоотношения между сверстниками приобрели особый дух взаимоуважения и взаимной поддержки. Разместите «лужайки» на воображаемом пришкольном дворе.

Регламент: 1минута 

Максимальная оценка: 5 баллов

        Итог. Награждение команд. Объявление жюри итогов мероприятия, счет баллов. Вручение грамот  и «медалей толерантности».

         Рефлексия: Для чего нам необходимо сохранять духовное согласие? (Любыедостижения  возможны благодаря сплоченности и трудолюбию, в условиях единства и согласия открываются новые возможности и перспективы)

Учитель: Ребята, как вы,  поняли народную мудрость: «Богата та страна, где живут в согласии»? (Выслушиваются мнения, в том числе: народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, желает занять  достойное место в мировом сообществе). 

Учитель: А сейчас попрошу всех встать в ровный круг очень тесно друг к другу, положить руки друг другу на плечи, правую ногу вытянуть к центру круга, и по команде сделать шаг внутрь («мой шаг толерантности»), и хором сказать: 

Если каждый друг другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир!

           Мне хочется, чтобы вы, ребята, реализовывались как толерантные личности и поэтому предлагаю памятки, которые помогут вам в этом: «Как  научитьсяуправлять своим эмоциями» и « Как научиться справляться с гневом».

Ребята, учитесь управлять своими эмоциями, спокойно общаться с людьми,  а гнев выражать в приемлемой форме.

А теперь прошу обменяться комплементами! (звучит музыка)

Ученик: Только в этом спасенье, 

                          Спасенье в одном:

                          Относиться друг к другу с добром и теплом.

                          Научиться свободно, с достоинством жить, 

                          Но, пи этом, к другим равнодушным не быть.

Приложение

Памятка 1. «Как научиться справляться с гневом» 

  1. Нарисуй запрещающий знак «СТОП» и как только почувствуешь, что начинаешь сильно сердиться, то сразу достаешь этот знак и говоришь вслух или про себя «Стоп!». Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
  2. Выражай гнев в приемлемой форме, воспользовавшись«чудо - вещами» для выплескивания негативных эмоций:

– чашка (в нее можно кричать); 

– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки); 

– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене); 

– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок); 

– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать); 

– подушка (ее можно кидать, бить).

  1. Если ты перевозбужден, «на грани», то необходимо быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).

Памятка 2. «Как  научиться  управлять своим эмоциями»

  1. Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
  2. Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (твое имя), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
  3. Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
  4. Если ты начинаешь злиться, необходимо  сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты