На уроках мы часто сталкиваемся с тем, что ученики устают и не проявляют особого интереса к изучаемому материалу. Одним из способов решения этой проблемы на уроках английского языка является применение техники running dictation, так называемого «диктанта на бегу». Данный прием активизирует такие виды речевой деятельности как аудирование, чтение, письмо, способствует развитию орфографических, пунктуационных, грамматических навыков, а также запоминанию лексических единиц. Такое упражнение может быть использовано на этапе активизации изучаемого грамматического или лексического материала в речи, а также на этапе закрепления или контроля сформированных навыков. Эта техника способствует развитию внимания, зрительной и слуховой памяти, логического мышления, моторики, навыков работы в группе. Кроме того, она подходит для учеников с разными стилями обучения (визуальный, аудиальный, кинестетический, вербальный).
Учитель заранее подбирает небольшой по размеру отрывок текста с тем языковым материалом, который изучается на данном этапе. Учитель готовит несколько копий данного текста и развешивает в разных местах кабинета. Для развития логического мышления и установления структурно-смысловых связей текста можно использовать перепутанные предложения, которые впоследствии необходимо будет расставить по порядку. Далее учитель формирует пары или группы. При работе в группе один из учеников записывает звучащий текст, остальные по очереди «бегают» и диктуют фразы или предложения. Ученик имеет право несколько раз подбежать к тексту и диктовать его по частям. При желании все члены группы могут меняться ролями. При ознакомлении учащихся с правилами важно напомнить им, что они могут читать и произносить вслух текст из задания, включая знаки препинания и буквы алфавита, только на английском языке. Звучащий текст должен быть записан слово в слово. Группа, выполнившая задание быстрее и правильнее всех (включая правильную орфографию и пунктуацию), становится победителем. Важно заранее обозначить критерии оценивания и баллы (при необходимости). После завершения такого «соревнования» необходимо организовать само- или взаимопроверку с анализом допущенных ошибок.
Кроме того, возможно продолжить работу по содержанию данного текста. Данная техника может быть использована на разных уровнях изучения английского языка. Стоит отметить, что в технике running dictation могут использоваться различные виды текстов, фрагменты песен, стихотворений, сказок, загадок и т.д. Разнообразные виды заданий (вопросы, верные / неверные утверждения, заполнение пропусков, развернутые ответы и т.п.) при работе с текстом диктанта или темой для обсуждения, заложенной в нем, способствуют дальнейшему развитию коммуникативных навыков обучающихся. Техника running dictation помогает создать благоприятный эмоциональный фон на занятиях, повышает мотивацию учеников и не позволяет им скучать на уроках! Так же на уроках можно использовать:
1.Picture dictation
Можно использовать при изучении лексических тем, где слова сгруппированы по категориям. Преподаватель показывает флеш карточку, а ученики записывают слово. Затем проверяют в парах. Такое задание будет интересно юным учащимся.
2. Most important – least important
Задание — обычное ранжирование, но с дополнительной тренировкой правописания и аудирования.
Продиктуйте 5-7 предложений. Если эти факты важны для ученика, то он записывает их в верхнюю часть страницы, неважные помещает внизу, а остальные — посередине. Затем сравнивает утверждения с соседом и отсчитывается преподавателю о найденных различиях.
Пример предложений:
А good friend should have a good sense of humour.
It’s important to be loyal to your friend.
Having a lot in common us essential.
3. Dictogloss
Это скорее реконструкция текста, чем диктант. Задание не подойдёт для низких уровней.
Преподаватель читает небольшой текст, а учащиеся записывают только ключевые слова. Затем повторяет процедуру, чтобы студенты услышали больше деталей. После этого в парах или мини группах необходимо составить подобный текст с использованием ключевых слов, проверить правильность выражений и грамматических конструкций
4.Real life dictation
Что мы обычно диктуем друг другу в реальной жизни? Номер телефона, адрес, цену, дату. Поэтому убедитесь, что использовано достаточно заданий на практику понимания этих данных на слух. Студенты говорят, что они обычно отправляют смс. А что, если не будет возможности?
Продиктуйте несколько цифр: единицы, десятки или сотни. Как проверить, что группа записала числа правильно? Можно выписать их на доску. А любителям математики предложите сложить все цифры. Если сумма такая же как у вас, значит услышали правильно.