Сказкотерапия для дошкольников и школьников(младших и старших), давно стала популярным методом психотерапии и психоанализа. Используя сказкотерапию практические психологи помогают детям избавиться от различных негативных эмоциональных проявлений: страхи, тревожность, фобии, агрессивность и др.
Детские психологические проблемы, такие как страхи, нервные тики, агрессивность, энурез, девиантное поведение и др., могут быть решены с помощью сказкотерапии для детей.
Для дошкольников и школьников разного возраста используются различные сказки, истории, притчи, басни и др.
В сказкотерапии применяются детские сказки в зависимости от конкретной психологической проблемы ребенка:
1)Сказки для детей испытывающих страхи темноты, страхи перед природными стихиями (ветер, гроза, вода…) и животными, страх перед врачом и медпроцедурами, и др.
2)Сказки для гиперактивных или гипоактивных, тревожных детей, дошкольников и школьников
3)Сказки для дошкольников перед поступлением в школу, окочанием детсада, при новой социализации, изменении состава и членов семьи, и т.д.
4)Сказки для школьников с неадекватным поведением, нарушениями в учебной деятельности и группового общения и взаимодействия со сверстниками, др.
5)Сказки для маленьких детей столкнувшихся с семейными проблемами: ссоры родителей, конфликтная атмосфера, семейное насилие, скандалы, развод и новая семья, и др.
6)Сказки детям, потерявшим родителей, близких людей и любимых животных…
Множество других тематических сказок по другим психоэмоциональным проблемам ребенка.
Сказкотерапия.
Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое широко используют врачи, психологи и педагоги. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод родители могут использовать самостоятельно. Ведь дети обожают слушать сказки.
В чем польза занятий сказкотерапией для дошкольников?
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии.
Ее польза состоит в следующем:
•помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т.д.);
•расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
•обогащает внутренний мир ребенка духовно-нравственными ценностями;
•корректирует поведение и развитие речи;
•Сказки для детей испытывающих страхи темноты, страхи перед природными стихиями (ветер, гроза, вода…)
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Виды сказок для дошкольников, которые применяются в сказкотерапии
•народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т.д.;
•обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;
•диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;
•психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.
Существует много готовых примеров сказок для дошкольников, применяемых в сказкотерапии. Но наибольшую эффективность даст сказка, сочиненная родителями.
Схема терапевтической сказки
•подбор героя (похожего на ребенка);
•описание жизни героя;
•помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка
Сказкотерапия для дошкольников и школьников
Полная версия материала