Технологическая карта
организованной учебной деятельности
(итоговое занятие )
Воспитатель: Барсукова В.Г.
Образовательная область: «Познание»
Радел: «Ознакомление с окружающим миром»
Тема: «Встреча с карандашом и Гвоздем Гвоздовичем» (о свойствах дерева и металла)
Программное содержание:
- Уточнить и расширить знания о свойствах дерева и металла;
- Закрепить правила обращения с горячим предметами;
- Воспитывать бережное отношение к предметам.
Оборудование: 2 посылки, большой гвоздь, карандаш, свеча, спички, молоток, макет леса, таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей.
Билингвальный компонент: темір – металл.
Этапы деятельности |
Действия педагога |
Действия детей |
I. Мотивационно- побудительный |
- Ребята, посмотрите, я сегодня пришла рано утром и увидела вот эти две посылки, как вы думаете, кто их сюда положил? А вот и записка, наверно это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них находится. Серый Ивашка Деревянная рубашка, Где носом проведет Там след кладет. Металлический Антошка На очень тонкой ножке, По головке постучишь Что-нибудь да смастеришь. |
Отгадывают загадки. |
II. Организационно-поисковый |
- А как же узнать, в какой посылке карандаш, а в какой гвоздь? (посмотреть) А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку) Если мы понюхаем, то узнаем в какой посылке что лежит? Давайте попробуем. Значит, что можно сказать? А как по звуку узнать? кто попробует? И последнее, как можно узнать? (потрогать) Вы догадались, что в какой посылке? А вот и наши гости, посмотрите, как они нарядились для встречи с вами. Знакомьтесь это Карандаш, а это Гвоздь-Гвоздович. Они очень любят поспорить. Никак не могут решить, что важнее дерево или металл. Карандаш утверждает, что дерево важнее, так как из него делают много предметов. Как вы думаете, прав карандаш? Какие предметы делают из дерева? А гвоздь с карандашом не соглашается, говорит, что из металла еще больше предметов делают. Кстати, а как будет металл на казахском языке? (темір) Какие предметы из металла вы знаете? Какой вывод можно сделать? (и из дерева и из металла делают много очень важных предметов и одни и те же предметы делают из металла и дерева) - Вы хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? У вас на столах лежат металлические пластины и деревянные бруски. Отличаются ли они? Чем? Давайте проверим! Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая) Правильно. - А теперь попытаемся вбить гвоздь в деревянную и металлическую пластину. Что произойдет? Почему? (дерево мягкое, а металл твердый) - Как вы думаете, что поплывет, а что потонет? Почему? - Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Значит он какой? (прочный) Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая) - Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно, в тарелке горячая вода. Я положу в тарелку деревянную и железную ложки. Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется теплопроводимость, то есть проводит тепло. Саша, как называется это свойство? - Вставайте в круг поиграем в игру “Наоборот”. Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное: шероховатое, тонет, тяжелый…. - Пока мы с вами играли Гвоздь-Гвоздович и Карандаш отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Посмотрите. Шли они, шли и вышли к речке (работа с макетом). Обрадовался карандаш: “Сейчас в плавь доберемся, за одно и освежимся!”. А Гвоздь-Гвоздович приуныл, как вы думаете почему? Вот переправились наши приятели на другой берег. Устали, проголодались. Как вы думаете, кто пошел есть варить, а кто рыбу ловить? Сварили ухи, сели есть, Гвоздь-Гвоздович достал металлическую ложку, а Карандаш – деревянную. Карандаш очень быстро справился с ухой, а Гвоздь ел и обжигался и никак не мог съесть ее. Как вы думаете почему? Наелись, отдохнули путешественники и собрались идти дальше. На этом приключения их не закончились, что было дальше я расскажу в следующий раз. |
Радуются появлению гостей. Рассуждают, делают вывод. Рассматривают металлические пластины и деревянные бруски. Делают выводы. Пытаются вбить гвоздь в деревянную и металлическую пластины. Производят действия с гвоздем и спичкой. |
III. Рефлексивно - коррегирующий |
- Вам понравилось путешествие? Что вы узнали нового на занятии? Что было интересного? |
Отвечают на вопросы. |
:Знать: названия материалов, из которых сделаны предметы (дерево, металл).
Иметь: представления о свойствах дерева и металла.
Уметь: в результате исследования материалов делать несложные выводы умозаключения.