Происходящие в стране экономические и социальные преобразования создали ситуацию, связанную с поиском принципиально новых подходов, ведущих к изменению в преподавании. Время радикальных перемен требует от школы ориентации на развитие социально активной, коммуникабельной личности, проявляющей познавательный интерес к окружающему миру во всем его многообразии. В связи с этим возникает необходимость побудить ученика к формированию собственной позиции на основе познавательного интереса. Специфика профессии и общественная функция учителя, необходимость быть всегда на виду у самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, общественности. Это предъявляет повышенные требования к личности педагога, тем более что главной целью Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 г.г. является «Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.»[1] Предлагается новое национальное видение: к 2021году Казахстан – образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее – экономическое, политическое и социально культурное процветание страны. На пути достижения цели, поставленной Президентом, о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, совершенствование системы образования играет важную роль.
Преподавание есть искусство, а не ремесло – это и есть смысл учительского дела. «Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придержаться ни одного неукоснительно. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться - вот единственный курс учительской рабочей жизни". Эти слова Рыбниковой я помню всю свою педагогическую деятельность, поэтому мой девиз: «Знаю - Научусь- Буду применять!».
На протяжении 25 лет, работая учителем казахского языка, руководствуюсь Законом об образовании, где в ст.4 «О языках в РК» говорится: «Государственный язык – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства»
Долгом каждого гражданина РК является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана». Наш Президент постоянно поднимает вопрос о роли государственного языка. « Если члены Ассамблеи народа Казахстана и многонациональный народ Казахстана повернутся лицом к государственному языку, мы станем ближе друг к другу, станем хорошо понимать друг друга…» из выступления Президента РК на Ассамблее народа Казахстана. Конечно, в изучении государственного языка мы имеем определенные результаты, но есть еще много проблем. Основные причины, тормозящие этот процесс, я вижу в следующем:
1. Нет должной повсеместной среды общения. Общение ограничивается рамками урока.
2. Низкая мотивация к обучению. Баллы по казахскому языку не засчитываются при сдаче ЕНТ.
3. Многие выпускники видят себя будущими гражданами Российской Федерации.
4. Если до 8 класса учителя работают над обогащением словарного запаса (чтение, пересказ, диалог, монолог и т.п), что влияет на развитие речи, то в 9-ом, 10-ом, 11-ом классе основная работа направлена на изучение грамматики, т.к. 80% вопросов ВОУД и ЕНТ составляют вопросы по грамматике.
Каждый педагог казахского языка нашей школы вносит свой посильный вклад в достижение задачи, поставленной Президентом, и определяет для себя определенные стратегии.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы школа определило тему опытно – экспериментальной работы «Реализация компетентностного подхода как фактор развития способностей субъектов образования», которая находит отражение в моей проблемной теме: «Использование технологии критического мышления на уроках казахского языка и казахской литературы »
Были определены цели, задачи, этапы, объект исследования методы и приемы опытно-экспериментальной работы.
Цельопытно-экспериментальной работы: Реализация компетентностного подхода в обучении, направленного на повышение качества знаний ипрестижа государственного языка.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Работа по освоению и апробации инновационных технологий;
2. Работа по накоплению и обогащению методического материала;
3. Овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса и их совершенствование;
4. Обобщение и распространение положительного педагогического опыта;
5. Совершенствование системы подготовки учащихся к олимпиадам, итоговой аттестации и ЕНТ.
Почему именно эту технологию я посчитала наиболее эффективной и приемлемой для своей проф.деятельности? Во многом это обусловлено психологическими факторами, на которые я опиралась при выборе темы. Вхождение в ОЭР я решила начать с познания себя, затем с изучения анализа диагностических данных познавательной сферы учащихся данной параллели, чтобы реально оценить свои возможности.
Анализ психологической структуры личности, проведенный психологом школы, показывает следующее:
Я человек с преимущественно зрительным восприятиемдействительности, опираясь на свою зрительную память, предпочитаю использовать на работе наглядные средства (графики, рисунки), этим во многом оправдан мой выбор технологии критического мышления. Мое общение – экстраверт. Мне нравится работать в окружении и во взаимодействии с другими людьми (работа командой, совещания. Предпочитаю логический подход к рабочей проблеме, стремлюсь к высокой степени организации труда, к разработке и контролю над всеми узловыми моментами производственного процесса. Мойпоказатель стремления к регламентируемому труду очень высок, это означает, что я структурирую производственный процесс, ориентирована на его результат, стремлюсь добиться его или раньше, или в назначенный срок. Я сосредоточена на ключевых моментах производственного процесса, хотя, не могу сказать, что меня не заботят его детали. Этим во многом оправдан мой выбор технологии критического мышления.Самоактуализационный тест личности, который показал, что у меня высокие показатели по шкале «ориентация во времени», о способности жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Такое мироощущение, психологическое восприятие времени свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности. Шкала креативности характеризует меня как творческую личность.
Исходя из результатов диагностики мотивационной сферы, у меня доминируют как рабочая, так и общежитейская направленность.
Анализ диагностических данных познавательной сферы учащихся параллели 6-х классов.
Методика исследования гибкости мышления позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Учащиеся с высоким уровнем гибкости мышления, как правило,имеют достаточно богатый словарный запас, обладают богатым воображением, быстро вовлекаются в различные формы мыслительных процессов, способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Проанализировав эти данные, изучая передовой опыт своих коллег, знакомясь с новейшими технологиями в образовании, пройдя курсы повышения квалификации по данной технологии выбрала для дальнейшей работы технологию «критического мышления».
Таблица 1. Гибкость мышления учащихся повысилась на 30%
Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используяданную технологию на уроках, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обученииязыку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Одна из основных целей технологии развития критического мышления – научить школьника самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Раскрывая особенности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, мы выделяем четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:
–содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;
– предполагает смену ролевых позиций учащихся;
– настраивает на доверие участников группы друг к другу;
– выполняется приемами, которые человек использует постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.)
Ведущая педагогическая идея моего опыта:
- повышение интереса к предмету и положительная динамика качества знаний учащихся;
- повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами;
- систематическая работа над общим развитием учащихся;
- осознанный подход учащихся к процессу учения.
Выполняя групповое задание, общаясь между собой, школьники участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Ученики приобретают новое качество, характеризующее развитие интеллекта на новом этапе, – способность критически мыслить.
Эффективными стратегиями данной технологии для меня являются стратегия «Синквейн», «Кластер», «Эссе» и др. Сегодня, на заключительном этапе ОЭР можно смело судить о плюсах и минусах работы в этом направлении. Важное место в учебном процессе и во внеурочное время отводится целенаправленной работе с одаренными детьми, что тоже дает свои результаты.Если говорить о положительном опыте, то в качестве примера можно привести достижения учащихся за этот период на предметных олимпиадах, конкурсах,при сдаче ЕНТ и ВОУД.
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках казахского языка и литературы с использованием технологии критического мышления направлена на повышение ЗУН и качества знаний по предмету, что и является моей целью. Анализируя качество знаний за данный период мы видим, что повышение качества знаний имеет положительную динамику роста.
С целью повышения своего педагогического мастерства прохожу курсы повышения квалификации на городском, областном, республиканском уровне, посещаю семинары и открытые уроки, изучаю методическую литературу.
Методическая компетентность в области владения методами и средствами формирования знаний и умений учащихся.
Так как я работаю в обычной средней школе, то в каждом классе наряду с сильными, средними есть также и слабоуспевающие учащиеся, которые составляют 25% от общего количества учащихся, с которыми тоже ведется планомерная работа.
Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке, включение посильных индивидуальных заданий, дополнительные занятия со слабоуспевающими учащимися, вовлечение учащихся во внеклассную деятельность по предмету (участие в КВН, конкурсах чтецов,выступления на концертах) и т.д. Если 3 года назад данной категории учащихся я ставила оценку «3», как говорится, закрыв глаза, то сегодня эта «3» оправдана, а 10% слабоуспевающих детей учатся на «4». Конечно, 10% это очень мало, но для меня это тоже маленькая победа и она приближает меня к достижению, поставленной задачи.
Перспективы на будущее:
Таблица 6. Перспективы на будущее.
В своей деятельности |
В деятельности учащихся |
ü Развивать познавательный, творческий интерес к предмету ü Грамотно организовывать оценочную деятельность на уроке. ü Использовать дифференцированный подход в обучении. ü Добиваться более высокого качества знаний по предмету. ü Усилить работу с одаренными и слабоуспевающими детьми. |
ü Добиваться активного участия всех учащихся на уроке. ü Добиваться более высоких показателей (качество знаний, призовые места предметных олимпиадах, конкурсах). ü Повысить мотивацию к обучению. ü Научить применять свои знания на практике. ü Через изучение гос.языка развивать чувство патриотизма и любви к своей Родине. |