Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Использование технологии критического мышления на уроках казахского языка и литературы

Использование технологии критического мышления на уроках казахского языка и литературы

ya_socials
Опубликовано:
Автор: ihsanova01 367

Происходящие в стране экономические и социальные преобразования создали ситуацию, связанную с поиском принципиально новых подходов, ведущих к изме­нению в преподавании. Время радикальных перемен требует от школы ориентации на развитие социально активной, коммуникабельной личности, проявляющей позна­вательный интерес к окружающему миру во всем его многообразии. В связи с этим возникает необходимость побудить ученика к формированию собственной позиции на основе познавательного интереса. Специфика  профессии  и общественная функ­ция учителя, необходимость быть всегда на виду у самых беспристрастных судей - своих  воспитанников, заинтересованных родителей, общественности. Это предъяв­ляет повышенные требования к личности педагога, тем более что главной целью Го­сударственной программы развития образования РК на 2011-2020 г.г. является «По­вышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала пу­тем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики.»[1] Предлагается новое национальное видение: к 2021году Казахстан – образованная страна, умная экономика и высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться буду­щее – экономическое, политическое и социально культурное процветание страны. На пути достижения цели, поставленной Президентом, о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира, совершенствование сис­темы образования играет важную роль. 

Преподавание есть искусство, а не ремесло – это и есть смысл учительского дела. «Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебни­ков и не придержаться ни одного неукоснительно. Вечно изобретать, требовать, со­вершенствоваться - вот единственный курс учительской рабочей жизни". Эти слова Рыбниковой я помню всю свою педагогическую деятельность, поэтому мой девиз: «Знаю - Научусь- Буду применять!».

На протяжении 25 лет, работая учителем казахского языка, руководствуюсь За­коном об образовании, где в ст.4 «О языках в РК» говорится: «Государственный язык – язык государственного управления, законодательства, судопроизводства и делопроизводства, действующий во всех сферах общественных отношений на всей территории государства»

Долгом каждого гражданина РК является овладение государственным языком, являющимся важнейшим фактором консолидации народа Казахстана». Наш Президент постоянно поднимает вопрос о роли государственного языка. « Если члены Ассамблеи народа Казахстана и многонациональный народ Казахстана по­вернутся  лицом к государственному языку, мы станем ближе друг к другу, станем хорошо понимать друг друга…» из выступления Президента РК на Ассамблее на­рода Казахстана. Конечно, в изучении государственного языка мы имеем опреде­ленные результаты, но есть еще много проблем.  Основные причины, тормозящие этот процесс, я вижу в следующем:  

1. Нет должной повсеместной среды общения. Общение ограничивается рам­ками урока.

2. Низкая мотивация к обучению. Баллы по казахскому языку не засчитываются при сдаче ЕНТ.

3. Многие выпускники видят себя будущими гражданами Российской Федера­ции.

4. Если до 8 класса учителя работают над обогащением словарного за­паса (чтение, пересказ, диалог, монолог и т.п), что влияет на развитие речи, то в 9-ом, 10-ом, 11-ом классе основная работа направлена на изучение  грамматики, т.к. 80% вопросов ВОУД и ЕНТ составляют вопросы по грамматике.

Каждый педагог казахского языка нашей школы вносит свой посильный вклад в достижение задачи, поставленной Президентом, и определяет для себя определен­ные стратегии.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы школа определило тему опытно – экспериментальной работы «Реализация компетентност­ного подхода как фактор развития способностей субъектов образования», которая находит отражение в моей проблемной теме: «Использование технологии критиче­ского мышления на уроках казахского языка и казахской литературы »

Были определены цели, задачи, этапы, объект исследования методы и приемы опытно-экспериментальной работы.

Цельопытно-экспериментальной работы: Реализация компетентностного под­хода в обучении, направленного на повышение качества знаний ипрестижа госу­дарственного языка.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1. Работа по освоению и апробации инновационных технологий;

2. Работа по накоплению и обогащению методического материала;

3. Овладение приемами анализа собственных результатов образовательного процесса и их совершенствование;

4. Обобщение и распространение положительного педагогического опыта;

5. Совершенствование системы подготовки учащихся к олимпиадам, итоговой аттестации и ЕНТ.

Почему именно эту технологию я посчитала наиболее эффективной и приемле­мой для своей проф.деятельности? Во многом это обусловлено психологическими факторами, на которые я опиралась при выборе  темы. Вхождение в ОЭР я решила начать с познания себя, затем с изучения анализа диагностических данных познава­тельной сферы учащихся данной параллели, чтобы реально оценить свои возможно­сти.

Анализ психологической структуры личности, проведенный психологом школы, показывает следующее:

Я человек  с преимущественно зрительным восприятиемдействительности, опираясь на свою зрительную память, предпочитаю использовать на работе нагляд­ные средства (графики, рисунки), этим во многом оправдан мой выбор технологии критического мышления. Мое общение – экстраверт. Мне  нравится работать в ок­ружении и во взаимодействии с другими людьми (работа командой, совещания. Предпочитаю логический подход к рабочей проблеме,  стремлюсь к высокой сте­пени организации труда, к разработке и контролю над всеми узловыми моментами производственного процесса. Мойпоказатель  стремления к регламентируемому труду очень высок, это означает, что я структурирую производственный процесс, ориентирована на его результат, стремлюсь добиться его или раньше, или в назна­ченный срок.  Я сосредоточена на ключевых моментах производственного процесса, хотя, не могу сказать, что меня не заботят его детали. Этим во многом оправдан мой выбор технологии критического мышления.Самоактуализационный тест личности, который показал, что у меня высокие показатели по шкале «ориентация во вре­мени», о способности жить настоящим, ощущать неразрывность прошлого, настоя­щего и будущего, т.е. видеть свою жизнь целостной. Такое мироощущение, психо­логическое восприятие времени свидетельствует о высоком уровне самоактуализа­ции личности. Шкала  креативности характеризует меня как творческую личность.

Исходя из результатов диагностики мотивационной сферы, у меня доминируют как рабочая, так и общежитейская направленность. 

Анализ диагностических данных познавательной сферы учащихся параллели 6-х классов.

Методика исследования гибкости мышления позволяет определить вариатив­ность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Учащиеся с высоким уровнем гибкости мыш­ления, как правило,имеют достаточно богатый словарный запас, обладают богатым воображением, быстро вовлекаются в различные формы мыслительных процессов, способны быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Проанализировав эти данные, изучая передовой опыт своих коллег, знакомясь с новейшими технологиями в образовании, пройдя курсы повышения квалификации по данной технологии выбрала для дальнейшей работы технологию «критического мышления».

Таблица 1. Гибкость мышления учащихся повысилась на 30%

Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотруд­ничество учителя и учащихся, а также на создание комфортных условий, снимаю­щих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мыш­ление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используяданную технологию на уроках, учитель развивает лич­ность ученика в первую очередь при непосредственном обученииязыку, в резуль­тате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечиваю­щей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствова­ния.  Одна из основных целей технологии развития критического мышления – нау­чить школьника самостоятельно мыслить, структурировать и передавать информа­цию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Раскрывая особен­ности технологии развития критического мышления как интегративного способа обучения, мы выделяем четыре существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

–содержит ситуацию выбора, который делают учащиеся, ориентируясь на собственные ценности;

– предполагает смену ролевых позиций учащихся;

– настраивает на доверие участников группы друг к другу;

– выполняется приемами, которые человек использует постоянно (сравнение, систематизация, анализ, обобщение и др.)

Ведущая педагогическая идея  моего опыта:

 - повышение интереса к предмету и  положительная динамика качества знаний учащихся;

 - повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами;

 - систематическая работа над общим развитием учащихся;

 - осознанный подход учащихся к процессу учения.

Выполняя групповое задание, общаясь между собой, школьники участвуют в активном построении знаний, в добывании необходимой информации для решения проблемы. Ученики приобретают новое качество, характеризующее развитие интел­лекта на новом этапе, – способность критически мыслить.

Эффективными стратегиями данной технологии для меня являются стратегия «Синквейн», «Кластер», «Эссе» и др. Сегодня, на заключительном этапе ОЭР можно смело судить о плюсах и минусах работы в этом направлении. Важное место в учеб­ном процессе и во внеурочное время отводится целенаправленной работе с одарен­ными детьми, что тоже дает свои результаты.Если говорить о положительном опыте, то в качестве примера можно привести достижения учащихся за этот период на предметных олимпиадах, конкурсах,при сдаче ЕНТ и ВОУД.

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках казахского языка и литературы с использованием технологии критического мышления направлена на повышение ЗУН и качества знаний по предмету, что и является моей целью. Анали­зируя качество знаний за данный период мы видим, что повышение качества знаний имеет положительную динамику роста.

С целью повышения своего педагогического мастерства прохожу курсы повы­шения квалификации на городском, областном, республиканском уровне, посещаю семинары и открытые уроки, изучаю методическую литературу. 

Методическая компетентность в области владения  методами и средствами формирования знаний и умений учащихся.

Так как я работаю в обычной средней школе, то в каждом классе наряду с силь­ными, средними есть также и слабоуспевающие учащиеся, которые составляют 25% от общего количества учащихся, с которыми тоже ведется планомерная работа.

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке, включение посильных индивидуальных заданий, дополнительные занятия со слабоуспевающими учащи­мися, вовлечение учащихся во внеклассную деятельность по предмету (участие в КВН, конкурсах чтецов,выступления на концертах) и т.д. Если 3 года назад данной категории учащихся я ставила оценку «3», как говорится, закрыв глаза, то сегодня эта «3» оправдана,  а 10% слабоуспевающих детей учатся на «4». Конечно, 10% это очень мало, но для меня это тоже маленькая победа и она приближает меня к дости­жению, поставленной задачи.  

Перспективы на будущее:

Таблица 6. Перспективы на будущее.

В своей деятельности

В деятельности учащихся

ü  Развивать познавательный, творче­ский интерес к предмету

ü  Грамотно организовывать оценочную деятельность на уроке.

ü  Использовать дифференцированный подход в обучении.

ü  Добиваться более высокого качества знаний по предмету.

ü  Усилить работу с одаренными и сла­боуспевающими детьми.

ü  Добиваться активного участия всех учащихся на уроке.

ü  Добиваться более высоких показателей (качество знаний, призовые места предметных олимпиадах, кон­курсах).

ü  Повысить мотивацию к обучению.

ü  Научить применять свои знания на практике.

ü  Через изучение гос.языка развивать чувство патрио­тизма и любви к своей Родине.

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты