Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через метод проблемного обучения
Н.В. Малютина
КГУ «Средняя школа № 21» город Петропавловск, malutina_nat@mail.ru
« Д ля того чтобы учащийся по настоящему включился
в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним
ставятся в ходе учебной деятельности, были не
только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы
они приобрели значимость для учащегося и нашли,
таким образом, отклик в его переживаниях»
С.Л.Рубинштейн
При переходе на обновленное содержание образования, процесс преподавания таких предметов как химия и биология, у многих учителей вызвал ряд проблем. Педагог должен был в короткие сроки пересмотреть свою методику преподавания предмета и отойти от « привычной » техники ведения урока по принципу «выдать материал», а усвоил материал ученик или нет, это уже второстепенно. Обновленное содержание образования подразумевает умение ученика самостоятельно добывать знания, значит быть высоко мотивированным.
В результате произошла резкая дифференциация школ по степени мотивации учащихся. Такие школы как Назарбаев интеллектуальная школа, школа для одаренных детей «Болашак», Казахско-турецкий лицей где учебная программа подразумевает углубленное изучение материала и дети обучающиеся в данных школах высокомотивированы, учителя могут в полной мере работать в обновленной системе образования. Школы-гимназии и лицеи также обучают учащихся с большой степенью мотивациии к обучению, но к сожалению самую низкую степень мотивации обычно имеют учащиеся средних школ, где родители не всегда уделяют должное внимание и значение результатам обучения своего ребенка. В результате учителя средних школ сталкиваются казалось бы с обыденной, но очень серьезной проблемой, дети не стремятся самостоятельно добывать знания, а часто и вообще не хотят учиться!
От учителей можно услышать фразу: «С каждым годом все сложнее и сложней добиться, чтоб ученики сами стремились к знаниям». И вот тут стоит задуматься. Современные ученики, имеют доступ к огромному количеству информации через интернет и уже привыкли ее не добывать, а получать в «готовом» виде. На практически любой вопрос можно найти ответ. Скачать сообщение либо реферат не проблема, но знаний от этого, к сожалению больше не становится.
При проведении опроса среди учеников, на вопрос: «какой предмет вы любите больше других и почему?», ученики выбирали различные предметы, но причиной чаще всего указывали одну: «Потому что предмет интересный». Возникает вопрос, а что делает предмет интересным? Хороший учебник? Оснащение кабинета интерактивным оборудованием? Несомненно, эти факторы немаловажны, но самым главным всегда остается учитель и его умение преподавать. Перед учителем возникает вопрос: «Как заинтересовать ученика?» Ответ: любопытство! В любом возрасте человек обладает этим качеством, ну а дети во стократ!
Метод проблемного обучения может помочь учителю заинтересовать ученика и тем самым повысить его мотивацию к обучению.
Первый аспект проблемы
Содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос. Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса» (возможно в рамках одной темы, в рамках одного предмета, для организации
междисциплинарного обучения и т.д.)
Второй аспект проблемы
Организация поиска решения проблемы–ответа на вопрос (!!! - выдвижение гипотезы или гипотез) требования к гипотезе: ее обоснованность, доказательность, проверяемость.
Третий аспект проблемы.
В качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры.
Основные факторы, побуждающие учащихся к активности:
познавательный интерес;
продуктивный,
творческий характер деятельности ;
состязательность;
игровой характер
Условиями успешности обучения являются-
проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);
-активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);
-связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом
Методические приемы создания проблемных ситуаций
-учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять
факты (побуждающий диалог);
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например,
исследовательские);
- формулирует проблемные задачи. [1]
Я придерживаюсь мнения, что в рамках обновленного содержания образования метод проблемного обучения в совокупности с активными формами и использованием интерактивных технологий позволяют учителю не только интересно провести урок, но и достичь познавательной активности и хороших результатов обучения. На уроках химии и биологии, практически каждый урок это познание чего-то нового и интересного.
Такие приемы как «Мозговой штурм», «Снежный ком», «Минутка» «Третий лишний», «Мнение других людей» - позволяют ученикам открыто выражать свое мнение, более глубоко изучать вопрос или дифференцировать его на небольшие задачи, формируют навыки решения проблем, отбора ключевой информации по изученному материалу[2].
Например (из опыта работы) по теме «Степень окисления» (химия 8 класс) можно провести эвристическую беседу, где учитель задает вопрос: «Водород отдаёт электроны натрию или наоборот?», ожидается ответ, что электроны отдаёт натрий, т.к. у него радиус атома больше. Следующий вопрос учителя: «А во что тогда превратился водород?» и вот тут мнения учащихся начинают расходится. Одни учащиеся считают, что атом водорода, присоединяя электрон, превратился в атом гелия, т.к. у него два электрона; другие могут возразить, что у гелия заряд ядра +2, а у данной частицы +1. Так что же это за частица? Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить, ознакомившись с понятием «ион» [3].
При изучении темы «Азот» (химия 9 класс) достаточно начать урок с исторической справки о названии этого элемента ( в переводе с лат.Nitrogenium – безжизненный). Напомнить о значении азота для живых организмов, вспомнить, что этот элемент входит в состав всех клеток в составе ДНК, РНК, а также азотных удобрений. И в итоге поставить проблемный вопрос: «Почему же ученые дали такое название этому элементу?» А затем в ходе урока изучая строение атома элемента, выяснить особенность образования тройной химической связи, и провести взаимосвязь с физическими и химическими свойствами азота.
Другой вопрос на эту же тему: «Почему при дыхании, наш организм усваивает из воздуха только кислород, а азот, которого 78%, остается в неизменном виде?» При попытке ответить ученики вспомнят, что они знают из раздела биологии о процессе дыхания, о составе воздуха и зададутся вопросом и действительно, почему? Учителю остается только направить учеников на решение этой проблемы.
Проблемные ситуации позволяют, опираясь на непроизвольное внимание учеников, постепенно вырабатывать у них произвольное внимание к объекту изучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности.
Через познавательную активность учеников и желание познать неизвестное, можно достичь высоких результатов в обучении химии и биологии.
Список литературы:
- Интернет ресурс: https://docplayer.ru/42193694-Metodika-problemnogo-uroka.html
- Методическое пособие «Активные методы преподавания обучения» Сеnter of Excellence НИШ Астана 2013
- https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/12/16/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-na-urokah-himii
- Глазунов С. Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - N 6. - С. 52-54.