Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках химии

Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках химии

ya_socials
Опубликовано:
Автор: malutina_nat02 103

     

Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках химии через метод проблемного обучения 

Н.В. Малютина

КГУ «Средняя школа № 21» город Петропавловск, malutina_nat@mail.ru

« Д ля того чтобы учащийся по настоящему включился 

в работу, нужно, чтобы задачи, которые перед ним 

ставятся в ходе учебной деятельности, были не 

только понятны, но и внутренне приняты, т.е. чтобы 

они приобрели значимость для учащегося и нашли, 

таким образом, отклик в его переживаниях»

С.Л.Рубинштейн

  При переходе на обновленное содержание образования, процесс преподавания таких предметов как химия и биология, у многих учителей вызвал ряд проблем. Педагог должен был  в короткие сроки пересмотреть свою методику преподавания предмета и отойти от « привычной » техники ведения урока по принципу «выдать материал», а усвоил материал ученик или нет, это уже второстепенно. Обновленное содержание образования подразумевает умение ученика самостоятельно добывать знания, значит быть высоко мотивированным.

В результате произошла резкая дифференциация школ по степени мотивации учащихся. Такие школы как Назарбаев интеллектуальная школа, школа для одаренных детей «Болашак», Казахско-турецкий лицей где учебная программа подразумевает углубленное изучение материала и дети обучающиеся в данных школах высокомотивированы, учителя могут в полной мере работать в обновленной системе образования. Школы-гимназии и лицеи также обучают учащихся с большой степенью мотивациии к обучению, но к сожалению самую низкую степень мотивации обычно имеют учащиеся средних школ, где родители не всегда уделяют должное внимание и значение результатам обучения своего ребенка. В результате учителя средних школ сталкиваются казалось бы с обыденной, но очень серьезной проблемой, дети не стремятся самостоятельно добывать знания, а часто и вообще не хотят учиться!

     От учителей можно услышать фразу: «С каждым годом все сложнее и сложней добиться, чтоб ученики сами стремились к знаниям». И вот тут стоит задуматься. Современные ученики, имеют доступ к огромному количеству информации через интернет и уже привыкли ее не добывать, а получать в «готовом» виде.  На практически любой вопрос можно найти ответ. Скачать сообщение либо реферат не проблема, но знаний от этого, к сожалению больше не становится.

     При проведении опроса среди учеников, на вопрос: «какой предмет вы любите больше других и почему?», ученики выбирали различные предметы, но причиной чаще всего указывали одну: «Потому что предмет интересный». Возникает вопрос, а что делает предмет интересным? Хороший учебник? Оснащение кабинета интерактивным оборудованием? Несомненно, эти факторы немаловажны, но самым главным всегда остается учитель и его умение преподавать. Перед учителем возникает вопрос: «Как заинтересовать ученика?» Ответ: любопытство! В любом возрасте человек обладает этим качеством, ну а дети во стократ! 

  Метод проблемного обучения может помочь учителю заинтересовать ученика и тем самым повысить его мотивацию к обучению.

Первый аспект проблемы

Содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос. Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса» (возможно в рамках одной темы, в рамках одного предмета, для организации 

междисциплинарного обучения и т.д.)

Второй аспект проблемы

Организация поиска решения проблемы–ответа на вопрос (!!! - выдвижение гипотезы или гипотез) требования к гипотезе: ее обоснованность, доказательность, проверяемость.

Третий аспект проблемы.

В качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры.

Основные факторы, побуждающие учащихся к активности:

познавательный интерес;

продуктивный,

творческий характер деятельности ;

состязательность;

игровой характер

Условиями успешности обучения являются-

проблематизация учебного материала (знания - дети удивления и любопытства);

-активность ребенка (знания должны усваиваться с аппетитом);

-связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом

Методические приемы создания проблемных ситуаций

-учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять 

факты (побуждающий диалог);

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, 

исследовательские);

- формулирует проблемные задачи. [1]

  Я придерживаюсь мнения, что в рамках обновленного содержания образования метод проблемного обучения в совокупности с активными формами и использованием интерактивных технологий  позволяют учителю не только интересно провести урок, но и достичь познавательной активности и хороших результатов обучения. На уроках химии и биологии, практически каждый урок это познание чего-то нового и интересного.

    Такие приемы как «Мозговой штурм», «Снежный ком», «Минутка» «Третий лишний», «Мнение других людей» - позволяют ученикам открыто выражать свое мнение, более глубоко изучать вопрос или дифференцировать его на небольшие задачи,  формируют  навыки решения  проблем, отбора ключевой информации  по изученному материалу[2].

    Например (из опыта работы)  по теме «Степень окисления»  (химия 8 класс) можно провести  эвристическую беседу, где учитель задает вопрос: «Водород отдаёт электроны натрию или наоборот?», ожидается ответ, что электроны отдаёт натрий, т.к. у него радиус атома больше. Следующий вопрос учителя: «А во что тогда превратился водород?» и вот тут мнения учащихся начинают расходится. Одни учащиеся считают, что атом водорода, присоединяя электрон, превратился в атом гелия, т.к. у него два электрона; другие могут возразить, что у гелия заряд ядра +2, а у данной частицы +1. Так что же это за частица? Возникла проблемная ситуация, которую можно разрешить, ознакомившись с понятием «ион» [3].

    При изучении темы «Азот» (химия 9 класс) достаточно начать урок с исторической справки о названии этого элемента ( в переводе с лат.Nitrogenium – безжизненный). Напомнить о значении азота для живых организмов, вспомнить, что этот элемент входит в состав всех клеток в составе ДНК, РНК, а также азотных удобрений. И в итоге поставить проблемный вопрос: «Почему же ученые дали такое название этому элементу?» А затем в ходе урока изучая строение атома элемента, выяснить особенность образования тройной химической связи, и провести взаимосвязь с физическими и химическими свойствами азота. 

   Другой вопрос на эту же тему: «Почему при дыхании, наш организм усваивает из воздуха только кислород, а азот, которого 78%, остается в неизменном виде?» При попытке ответить ученики вспомнят, что они знают из раздела биологии о процессе дыхания, о составе воздуха и зададутся вопросом и действительно, почему? Учителю остается только направить учеников на решение этой проблемы.

Проблемные ситуации позволяют, опираясь на непроизвольное внимание учеников, постепенно вырабатывать у них произвольное внимание к объекту изучения, стремление овладеть предметом, несмотря на имеющиеся трудности.

Через познавательную активность учеников и желание познать неизвестное, можно достичь высоких результатов в обучении химии и биологии.

Список литературы:

  1. Интернет ресурс: https://docplayer.ru/42193694-Metodika-problemnogo-uroka.html
  2. Методическое пособие «Активные методы преподавания обучения»  Сеnter of Excellence НИШ Астана 2013 
  3. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/12/16/tehnologiya-problemnogo-obucheniya-na-urokah-himii 
  4. Глазунов С. Н. Метод анализа проблемных ситуаций как способ активизации мыслительной деятельности учащихся // Преподавание истории в школе. - 2010. - N 6. - С. 52-54.



Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты