В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей это: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича и игры-головоломки, система Монтессори и др. Блоки Дьенеша можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Блоки состоят из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие), форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты), размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Дошкольники могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой – маленький», «толстый – тонкий», «такой же», «не такой».
Блоки Дьенеша способствуют:
- ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размеров.
- развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
- усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления.
- Развитиюпознавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.
- развития творческих способностей: к моделированию и конструированию.
- развития психических функций, связанных с речевой деятельностью.
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Использовать блоки можно в процессе организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в разные режимные моменты, в том числе и во время непосредственно образовательной деятельности.
Структура игр с использованием блоков Дьенеша и их особенности
С точки зрения педагогики, данная игра относится к группе игр с правилами, к группе игр, которые направляет и поддерживает взрослый. Игра имеет классическую структуру:
1. Задача (задачи).
2. Дидактический материал (собственно блоки, схемы).
3. Правила (модели, словесные инструкция).
4. Действие (в основном по предложенному правилу, описанному, либо моделям).
5. Результат (обязательно сверяемый с поставленной задачей).