Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » Процесс охлаждения

Процесс охлаждения

Раздел долгосрочного плана:

7.1 В. Изменения состояния веществ.

Школа:    КГУ ОШ № 52

Дата:

ФИО учителя:  Сопилиди А.Ф.

Класс:  7

Участвовали:

Отсутствовали:

Тема урока:

Процесс охлаждения.

Лабораторный опыт № 4 «Изучение процесса охлаждения»

Учебные цели для достижения на этом уроке   (ссылка на учебную программу)

7.1.1.5 -изучить процесс охлаждения, построить кривую охлаждения и проанализировать ее, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц.

Цель урока

-провести  эксперимент, отработать практические навыки работы с лабораторным оборудованием.

- изучить процесс охлаждения, построить кривую процесса охлаждения, а также научиться ее анализировать;

- научатся выделять характерные черты кривой охлаждения;

- объяснять свои наблюдения, используя кинетическую  теорию частиц;

- соблюдать правила техники безопасности.

Критерии оценки

-определяют, что охлаждение происходит только при достижении температуры затвердевания, и это происходит тогда, когда у частиц достаточно энергии для отрыва от жидкости и перехода в твердое состояние.

- построят кривую процесса охлаждения изменения агрегатного состояния вещества с точки зрения теории частиц;

- проанализируют кривую процесса охлаждения, определяя на графике характерные черты кривой и части процесса кристаллизации;

Языковые цели

Предметная лексика и терминология.

Учащиеся будут проговаривать понятия:

состояния веществ, твердое, жидкое, газообразное,

явления физические и химические, реагировать, плавить, замораживать, кипеть, испарение, конденсация, растворять, сгорать, обратимый, необратимый, частица, замерзание, кипение, энергия, количество теплоты, температура, нагревание, охлаждение, кривая охлаждения

Серия полезных фраз для диалога/письма

Я (мы) классифицировал вещество по …, потому что  оно…

Когда … растворяется (расплавляется)/ испаряется / конденсируется, оно … 

Я (мы) охлаждал вещество…

Когда охлаждается…, оно …

Наша группа думает, что…

Мы обнаружили/ увидели/заметили/пронаблюдали, что…

После того, как мы поместили……., мы заметили/увидели, что…

Движение частиц уменьшилось /увеличилось, потому что температура уменьшилась/увеличилась…….

Частицы двигаются быстрей/медленнее, когда…..

Изменения состояния веществ происходят, когда/потому что….

Привитие ценностей

Труд и творчество

Умение организовать свою работу, активно участвовать в процессе обучения. (в процессе выполнения Л.О №4) 

Уважение   Проявлять уважение к труду, уважение друг к другу, бережное отношение к школьному оборудованию. (в процессе выполнения Л.О №4)

Сотрудничество

Стремиться к согласованной, слаженной работе в группе, для достижения общих целей. (в течении всего урока при работе в группах)

Открытость

Умение выражать свою точку зрения. (в течении всего урока)

Образование в течении всей жизни

Ответственность за свое обучение. (в течении всего урока)

Межпредметная связь

Осуществление межпредметной связи:

  • Физика: при обсуждении процессов, происходящих при изменении агрегатного состояния вещества.
  • Биология: при объяснении круговорота воды в природе.

Предшествующие знания по теме

Химия 7 класс. Элементы, соединения и смеси.

Естествознание 5-6 класс. Круговорот веществ в природе.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Ресурсы

Начало урока

3- минуты

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих. Организация  рабочих групп методом случайного выбора (группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы учащиеся помогали друг другу во время урока при выполнении лабораторной работы  и выполнения заданий на закрепление нового материала. При этом группы приблизительно  одного уровня). Концентрация внимания учащихся. Общая готовность к уроку. Создание коллаборативной среды. На начало урока на столах учащихся лежат рефлексивные карточки по методу ЗХ У (что я знаю, что хочу узнать что я узнал,,).

Тип урока: Изучение нового материала.

Цветные стикеры  с числовыми номерами для определения рабочих групп.

7 минут

2. Актуализация                                                 Проверка усвоения изученного материала на предыдущем уроке.

Выход на тему урока. Определение целей урока.

Вид работы: вопросно- ответная беседа в форме диалога- «Разминка»

Учитель: задает вопросы, при необходимости корректирует ответы учащихся и дает словесную оценку ответам. (ФО)

Учащиеся: в результате опросной беседы, повторяют /закрепляют знания пройденного материала. Развивают критическое мышление, обобщают, сравнивают, сопоставляют, делают выводы.

Вопросы:

Уровень вопросов по Блуму (знание, понимание, применение).

- охарактеризовать три агрегатных состояния воды, с помощью картинок презентации. (Презентация

(слайд 3-4)

- Как образуются роса, туман, иней?                                              -Почему на Земле может идти дождь или падать снег?           -Почему вода гасит огонь?

Учитель: корректирует ответы учащихся и дает словесную оценку ответам. (ФО)

Презентация.

(слайд 3-4)

Далее учитель показывает демонстрационный опыт

Учитель:

Демонстрационный опыт № 1

Ход работы: Наливаю в стакан  или кристаллизатор воды и добавляю сухую марганцовку (перманганат калия ). 

Провожу беседу с учащимися о частицах и их поведении и прошу их подумать о том, что это означает для твердых веществ, жидкостей и газов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что вы наблюдаете на данном опыте?
  2. Как называется данный процесс?
  3. Какой вывод вы можете сделать?

(Как видно из опыта, происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества, этот процесс называется диффузией. С помощью этого процесса можно увидеть движение частиц.)

Обратная связь: Учитель – ученик .(вопрос-ответ) (ФО)

Учащиеся делают выводы по результатом опыта

Вопросы для обсуждения учащимися: «Мозговой штурм»

Всегда ли вещества имеют одно агрегатное состояние? 

Как переходят вещества из одного состояния в другое?

Что происходит при охлаждении нагретого тела?

Что происходит с энергией тела?

Если тело охладить до температуры отвердевания, то что произойдет?

Обратная связь. Учитель – ученик. (вопрос-ответ)(ФО)

Учитель: подводит к теме урока. Ставит перед учащимися проблему. И так, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке и каким способом мы сможем изучить эти процессы?. Направляет учащихся. Учащиеся:

В результате совместного обсуждения ученики сформулируют тему и цель урока.

Учитель: знакомит с критериями оценки урока.

слайд №5

Стакан или кристаллизатор

марганцовка

Середина урока

30 минут

Вид работы: Работа с информационными ресурсами

Учебник «Химия» 7 класс,  &4, стр.32., методом «Инсерт»

Учащиеся: читают текст по учебнику и отмечают материал, который является новым. т.е

освоение понятия плавления и затвердевания.

- учащиеся: записывают определение процесса плавления, затвердевания. (На интерактивной доске показываю слайд, представляющий график зависимости температуры от времени основных фаз этих процессов). Анализируем. Делают выводы. (это задание поможет им при выполнении лабораторного опыта ориентироваться   в построении кривой охлаждения и анализа участков кривой). Беседа с учащимися по работе. (ФО).

 

Учебник «Химия» 7 класс  &4, стр.32

Презентация

(слайд- 6)

Задание  (эксперимент)  

Лабораторный опыт №4 «Изучение процесса охлаждения салола». 

(групповая работа) (дифференциация по степени самостоятельности).

Перед началом выполнения лабораторного опыта, учитель дает инструкцию и следит за ходом выполнения работы. А также учащиеся повторяют правила ТБ. работы с нагревательными приборами.

Цели обучения:

Изучить процесс охлаждения, построить кривую охлаждения и проанализировать её, объяснить свои наблюдения, согласно кинетической теории частиц. Сделать выводы.

Критерии оценивания:

- умение формулировать цель работы, на основании цели  обучения;

умение  проводить эксперимент, соблюдая правила ТБ (наблюдать, изучать)

- правильно заполнять таблицу данных;

-  умение строить кривую охлаждения на основе экспериментальных данных. 

- умение анализировать участки кривой охлаждения. 

- умение объяснять процесс охлаждения и кристаллизации согласно кинетической теории частиц.

- правильно отвечает на вопросы;

- делает выводы.

Цель лабораторной работы: (учащиеся записывают самостоятельно)

……………………………………………………………

Реактивы и оборудование: 

Реактивы: салол 30г.(из расчета на одного ученика)

Химическая посуда и оборудование: термометр, или прибор Spark-1 шт., стакан-10мл. или фарфоровая чашка-1шт., спиртовка/плитка-1шт.,миллиметровая бумага, секундомер-1шт.

Ход работы: 

На столах учащихся есть рабочий лист- карточка инструкция, которую они заполняют в течении выполнения лабораторного опыта, отвечают на контрольные вопросы, делают выводы,. Также в учебнике есть описание данной работы. В дальнейшем, выполнение работы будет оценено и прокомментировано учителем в письменном виде.

Инструкция: 

1.Положите данное количество салола в фарфоровую чашку. 

2.Расплавьте его до жидкого состояния.

3.Измеряйте температуру охлаждения салола каждую минуту. 

4.Данные занесите в таблицу.

5.Постройте график зависимости температуры охлаждения салола от времени.

6.Ответьте на контрольные вопросы; (дополнительное задание)

7. Сделайте выводы по проделанной работе.

Таблица

Т(температура)

t (время)

Кривая охлаждения.

- Постройте график охлаждения салола, используя полученные данные.

После окончания работы необходимо убрать рабочее место, поставить на место используемое оборудование и помыть руки! 

Контрольные вопросы по исследованию.

Дополнительные вопросы;

- Отметьте, в каком состоянии находится салол на каждом участке кривой и как изменяется температура.

____________________________________________

- Опишите характер движения частиц на каждом участке графика ____________________________                                                                 

Сделайте выводы по проделанной работе.

Для слабых учащихся дается инструкция выполнения работы. Для сильных учащихся дополнительное задание-ответы на вопросы в конце работы.. Учащиеся более сильные могут выполнять роль консультантов  при выполнении опыта).

Дискрипторы:

Обучающийся:

- формулирует цель работы, на основании цели  обучения

- проводит эксперимент с соблюдением инструкции и правил техники безопасности (наблюдая, изучая);  -записывает изменение температуры в процессе охлаждения, заполняя таблицу; 

- правильно строит кривую охлаждения на основе экспериментальных данных; 

-определяет участок процесса охлаждения салола; 

- правильно отвечает на контрольные вопросы;

- формулирует вывод о том, что происходит 

в процессе охлаждения расплавленного салола с точки зрения теории частиц; 

Задания на закрепление. 

Вид работы: работа в группах по карточкам. Стратегия « Проверь себя». Работа с ресурсами.

(4 карточки.  Задания дифференцированы по уровню Блума).  Каждая группа знакомится с заданием и выполняет его. Карточка №1(задание на знание ) изученного материала), Карточка №2 (задание на и понимание изученного материала), Карточка №3 (задание на применение), Карточка №4 (задание на анализ и синтез). Всем группам выдается одинаковое количество карточек. Учащиеся по мере возможности выполняют задания, более сильные могут выступать в роли консультантов). Далее идет обсуждение результатов работы: каждая группа представляет свой ответ по карточкам ( в хронологической последовательности) , группы заслушивают ответ, сравнивают со своими ответом, по необходимости дополняют, задают вопросы. На интерактивной доске появляются слайды с заданиями и правильными ответами.

Цель задания: закрепить умения учащихся применять на практике полученные знания

Умение работать с графиками процессов

Критерии оценивания:

учащиеся умеют работать с графиками процессов.

- учащиеся знают и умеют определять процессы по графику.

- самостоятельно строят графики.

Карточка №1

1.На рисунке представлен график охлаждения и кристаллизации твёрдого тела. Какому процессу соответствует участок ВС? Какому процессу соответствует участок СD?

Дискрипторы:

Обучающийся:

-умеет работать с графиками процессов.

- знает и умеет определять процессы .

Карточка №2

На рисунке представлен график зависимости температуры от времени при 
охлаждении и кристаллизации твёрдого тела. Указать, какому процессу соответствует каждый участок граф
А) АВ 1) Охлаждение жидкости 
Б) ВС 2) Охлаждение газа 
В) CD 3) Кристаллизация жидкости 
4) Охлаждение кристаллического вещества
5) Кипение жидкости 

Дискрипторы:

Обучающийся:

-умеет работать с графиками процессов.

- знают и умеют определять процессы 

Карточка №3

1.Пострить график охлаждения и отвердевания воды. Предположите, как будет проходить график при дальнейшем охлаждении. 

Дискрипторы:

Обучающийся:

- учащиеся знают  процессы . 

- самостоятельно строят графики охлаждения и отвердевания воды.                 

Карточка №4

На рисунке показан график зависимости температуры Т вещества от времени t. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом состоянии. Расположите по порядку процессы, происходившие с веществом за время наблюдения


А) плавление
Б) нагревание жидкости
В) нагревание твёрдого тела
Г) охлаждение твёрдого тела
Д) кристаллизация

Дискрипторы:

Обучающийся:

-умеет работать с графиками процессов.

- знают и умеют определять процессы 

- умеют находить соответствие между процессами, определять их  и располагать  в соответствии  по графику.

Приложение №1        Рабочий лист

для выполнения лабораторного опыта.

(карточка - инструкция)

   

Презентация

Слайд -7

Приложение №2

(карточки 1-4)

Презентация 

Слайд …….

Презентация

Слайд 8-11

Конец урока

5 минут

Рефлексия:

В конце урока учащиеся проводят рефлексию: заполняют рефлексивные карточки по методу ЗХУ(что я знаю, что хочу узнать, что я узнал,). 

Учащиеся  дают себе оценку. 

Обратная связь: ученик-учитель.

Поднимают сигнальные карточки (зеленая- все хорошо усвоил по теме, желтая – что-то осталось непонятным, красная- ничего не понял).

Учитель: дает оценку работы класса, отмечает лучшие ответы, работу групп (ФО).

Рефлексивные карточки по методу ЗХ У 

Стикеры

(определяют карточки разного цвета, которые соответствуют уровню усвоения учебного материала) 

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным  по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень освоения материала учащимися?

Оценка здоровья и соблюдение техники безопасности


-дифференциация выражается в поддержке учащихся при выполнении лабораторной работы, устных ответов (ИР) и при выполнении заданий в группах. (формативное оценивание).

-дифференциация выражена в подборе заданий на закрепление, в ожидаемом результате от конкретного ученика и в целом работы всей группы.

-дифференциация  использована на этапе закрепления по теме урока с учетом рационального использования времени.

Критерии оценки

Все учащиеся достигнут цели обучения: определят, что охлаждение происходит только при достижении температуры затвердевания, и это происходит тогда, когда у частиц достаточно энергии для отрыва от жидкости и перехода в твердое состояние.                               - построят кривую процесса охлаждения изменения агрегатного состояния вещества с точки зрения теории частиц;   

Большинство учащихся                    - проанализируют кривую процесса охлаждения, определяя на графике характерные черты кривой и части процесса кристаллизации;                    - выполнят задания на знание, понимание и применение по закреплению изученного материала.

Некоторые учащиеся усвоят все перечисленные выше пункты и выполнят задания повышенной сложности.

Виды оценки:

Индивидуальные ответы на вопросы -устные комментарии.

Групповая оценка.(ФО)

Оценивание происходит:

-при проведении лабораторного опыта.

-при задавании вопросов

-при оценивании дифференцированных заданий на закрепление в ходе групповой работы.

Физминутка

Соблюдение правил ТБ в кабинете химии  при работе с нагревательными приборами и химическими реактивами.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной  цель урока    или учебные цели?

Все ли учащиесы   достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли   цели, как вы думаете,  почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?  

Эффективно ли использовали    вы    время во время этапов урока? Были ли  отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.  

Итоговая оценка

Какие две вещи прошли действительно хорошо (принимайте в расчет, как преподавание, так и

учение)?

1:

2:

Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (принимайте в расчет, как преподавание, так и учение)?

1:

2:

Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы

использовать при планировании следующего урока?



Топ портфолио преподавателей
Войти через: