«Каждый учитель, творя свою педагогическую деятельность, создает авторскую педагогическую технологию.»
В.М. Монахов
Современному обществу нужны образованные, предприимчивые, квалифицированные специалисты, готовые к партнерским отношениям, сотрудничеству, принятию конструктивных решений, обладающие чувством ответственности и гражданственности.
Современная школа претерпевает качественные изменения в подходах к образованию, в определении его целей и задач. Для учителей-практиков открывается широкий простор для совершенствования учебно-воспитательного процесса, его форм и методов. Творческий подход к организации этого процесса предполагает активное использование различных образовательных технологий и приемов. В частности, на уроках «художественный труд», как показывает практика, одним из ведущих приемов организации внимания учащихся может послужить использование визуального компонента, как следствие, реализации функции эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание играет, как известно, значительную роль в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте и творческой деятельности. По мере взросления человек все чаще общается с искусством, познает эстетические стороны. Прекрасное для человека всегда выступает как некий мощный духовный стимул деятельности, общения. Задача учителя – научить детей видеть и понимать красоту, по возможности стремиться воспитывать художественно-образованного человека, а не просто носителя определенной суммы знаний. Эстетическое воспитание в современной школе также должно способствовать формированию активной гражданской позиции в новом обществе, с присутствующими ему идейными и идеологическими установками и моделями поведения. Следовательно, учитель должен не только обучать, сколько воспитывать. Учитель «художественный труд», имеет больше всего возможности к привитию учащимся к духовной, эстетической стороны жизни человека. Новые требования заставляют максимально использовать время урока для обучения и воспитания каждого ребенка. Среди методов, позволяющих этого добиваться, всем известный информационно-развивающий компонент. Если в процесс его реализации задействовать еще и визуальный компонент обучения, то можно добиться впечатляющих успехов в идейно-нравственном и эстетическом воспитании учеников.
В педагогической науке последних лет все отчетливее прослеживается тенденция к пересмотру и переоценке сложившихся к настоящему моменту взглядов на стандарты и стратегии образования, методы обучения, а также на содержание и формы учебного процесса. Система образования поставлена перед проблемой совершенствования ее содержания, поиска новых форм, методов и средств обучения, а также иных путей их использования в учебном процессе. Одним из таких средств обучения является использование визуального компонента, образовательное значение которого, достаточно велико и отвечает современным требованиям. Особое значение приобретает проблема реализации данного компонента на основе развития и использования визуального мышления.
Что же такое «визуальное мышление»? «Визуальное мышление - это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих знание видимым». Основной функцией визуального мышления, по мнению Р. Арнхейма, является функция упорядочивания значения образов, никакую информацию о предмете не удастся передать наблюдателю до тех пор, пока этот предмет не будет представлен в структурно-ясной форме. Именно манипуляция элементами видимого мира, порождающая новый образ, и составляет существо визуального мышления. Оно возникает на основе вербального общения.
Выделяют следующие основные компоненты визуального мышления:
- зрительно-моторная координация;
- основные мыслительные операции (анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, обобщение, классификация);
- воображение;
Стремление к активному использованию визуального компонента в обучении, при условии нечеткого понимания со стороны учителя сущности данного компонента и данного вида мышления приводит к тому, что многие учителя используют на уроках так называемые презентации. Они должны способствовать появлению мотивации к изучению той или иной темы, обеспечивать доступность, скорость и прочность усвоения материала. Но с точки зрения понимания сущности, личностно-ориентированного образования, презентации являются больше внешне заданными образцами – результатами познавательной деятельности учителя, нежели самих учащихся. Поэтому нужно стремиться развивать способность учащихся к созданию творческой деятельности:
- творческая деятельность должна развиваться ребенком самостоятельно, имея образцы других школьников или учителей в качестве примеров;
- творческая деятельность должна иметь особый личностный смысл, по возможности связываться с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием;
- творческая деятельность должна быть простой для ее исполнения, красочной и вызывать положительные эмоции;
К сожалению, нужно признать, что в современной школе нет целенаправленной, системной работы по развитию визуального мышления учащихся и использованию его резервов в обучении. Процесс формирования и развития визуального мышления учащихся, если он имеет место, носит спонтанный неуправляемый характер, основанный на методе проб и ошибок. Это и понятно, ведь в планах учителя не предусмотрена специальная работа широкого и целенаправленного использования наглядности, которая была бы направлена на развитие визуального мышления. Проблема формирования и развития учащихся является, несомненно, актуальной и требует для своего решения, как общих подходов, так и учета современных достижений, не только психологии, педагогики, но и психофизиологии, поэтому создание общей теории, формирование и развитие визуального мышления учащихся вызывает необходимость конструирования учебной деятельности школьников на более широкой теоретической основе, нежели это принято в настоящее время.
Большую роль в проведении уроков играет межпредметная связь. На каждом уроке учитель может визуализировать представляемую информацию, к тому или иному предмету. С помощью учителя ученики находят прямую связь с различными предметами: изобразительным искусством, историей, математикой, черчением и т.д. Детей необходимо учить наблюдать, видеть прекрасное вокруг, в обыденных предметах.
Современное обучение уже трудно представить без использования компьютера и интернета, специфика технологии интернета заключается в том, что она представляет для педагога и ученика огромные возможности поиска и выбора информации, необходимой в образовательном процессе.
Это формирует самостоятельное творческое и критическое мышление, поскольку учащимся представляются различные, порой полярные точки зрения на существующую проблему. Информационные технологии можно применять для оценивания качества обучения. Компьютеризация позволяет осуществить контроль всех учеников и сделать его более эффективным, независящим от субъективности преподавателя.
При учете результатов обучения помимо знаний теоретического материала, правильности и последовательности выполнения трудовых приемов и процессов, необходимо принимать во внимание умение учащихся планировать свою работу, организовывать рабочее место, соблюдать во время работы требования охраны труда и правила внутреннего распорядка. Надо учитывать и степень самостоятельности, инициативы и творчества. Время, затраченное учащимися на выполнение задания и качество выполненной работы, не всегда могут быть выбраны основными критериями при оценке, так как темп и качество работы во многом зависит от индивидуальных особенностей, от физического развития, от состояния их здоровья. И здесь возможности использования визуального компонента по истине неисчерпаемы. Каждый ученик на уроке технологии может и должен позволить себе создать творческую работу. Современные технические средства, доступные к использованию на уроке, позволяют воспроизводить информацию любого вида, любой сложности.
Время предъявляет особые требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план, умение быстро ориентироваться в информационном пространстве, способность находить, анализировать, обобщать информацию и применять эти навыки и умения, полученные на уроке технологии, в жизни.
Новая система образования должна ориентироваться не только на усвоение учащимися универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности ребенка, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности.