Цель урока: повторить основные понятия по теме «Имя существительное»; развивать умения употреблятьв речи имена существительные, формировать навыки употребления имен существительных в нужной форме, учить детей делать выводы; воспитывать творчески мыслящую личность, формировать интерес к предмету
Тип урока: урок – соревнование.
Форма урока: групповая, парная ,
Ресурсы: игры, слайды, ИД, карточки с заданиями,
Ход урока
I. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
. У:- Здравствуйте Ребята, сегодня на уроке мы с вами проведем небольшое соревнование, а темой послужит одна из самых важных частей речи, без которой невозможно построить ни одно предложение, как вы думаете о чем идет речь, да конечно об имени существительном. Урок наш не совсем обычный. Мы проведём соревнование под названием «Путешествие в мир имен существительных». В процессе соревнования отвечать первой будет та команда, которая первой поднимет сигнальную карточку, если же ответ будет дан неверно, отвечать будет следующая команда.
II. Конкурсная часть.
1 конкурс «В гостях у теории» (Слайд 2)
Мозговой штурм.
- Что такое имя существительное?
- Что обозначают имена существительные?
- На какие вопросы отвечают имена существительные?
- Сколько чисел в русском языке?
- Сколько родов в русском языке?
- Сколько падежей в русском языке?
.
У: -Хорошо ребята, как я вижу вы владеете необходимыми знаниями об имени существительном. Это очень поможет вам в прохождении следующих конкурсов.
2 конкурс “ В гостях усуществительных ”. (Слайд №3).
Задание команде «Солнышко»
Ярко светит …………… .
В лесу поёт ………………… .
В реке плавает ……….. .
В дуплеживёт ……………. .
Задание команде «Улыбка»
Колючее животное. ___________________
Ползучее животное. _________________
Птица, которая поёт. ___________________
Животное с длинной шеей. ______________
Очень хорошо, ребята, как вы видите, все угаданные вами слова и есть имена существительные.
3 конкурс «Третий лишний» (Слайд №4)
Найдите из данных существительных слова, отвечающий на вопрос - кто?
Команде «Улыбка»
Лошадь бежать стол
Диван белка красивый
Машина читать воробей
Команде «Солнышко»
Медведь дом веселый
Ручка красный птица
Мяч котенок жить
4 конкурс « Придумай слова». (Слайд №5)
У:- Итак на следующем слайде мы видим слово «КАРАНДАШ» вам необходимо из каждой буквы этого слова составить как можно больше существительных.
5 конкурс «Допиши окончания и укажи род». ( Слайд №6)
(Команды отвечают по очереди, начинает та команда, у которой наибольшее количество баллов. За каждый ответ по 1 баллу)
Команде «Солнышко» Команде «Улыбка»
Зимн… утро интересн…кино
Добр… деньвкусн…… пирог
бел…роза маленьк…. страна
высок… дом больш… дерево
ясн…небо широк…. страна
Минутка отдыха. (Слайд №7)
6 конкурс. «Подбери пару» (Слайд №8)
На слайдах предоставлены слова, как во множественном, так и в единственном числе, участникам необходимо для каждого слова подобрать другое число.
Команде «Солнышко» Команде «Улыбка»
Города — Береза-
Листья — Гора-
Друзья — Лес-
Ученики — Книга-
7 конкурс. «Капитанский» (Слайд №9)
Задание капитанам двух команд.
Составить синквейн к словам «Солнышко» , «Улыбка»
8 конкурс. « Определи слово». (Слайд №10)
На слайдах изображены три существительных. Одно в скобках. Оно образовано из двух существительных, стоящих рядом, путём слияния двух слогов изкаждого слова.
Задание команде «Солнышко».
Поле (ле + то) товар.
Комар ( ) караоке.
Лом ( ) еда.
Луг ( ) лазанья.
Задание команде «Улыбка».
Хор ( ) елка.
Перо ( ) сани.
Зима ( ) слон.
Облако ( ) закат.
III. Рефлексия.( Слайд №12)
1. О чем мы сегодня говорили?
2.Что обозначает имя существительное?
3. Приведите примеры.
IV. Оценивание. (Слайд №13).
УЧАЩИЕСЯ ОЦЕНИВАЮТ УРОК СМАЙЛИКАМИ.