Пояснительная записка
Внеурочная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предмету. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается, прежде всего, в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик.
Внеурочная деятельность даёт возможность углублять приобретаемые на уроках знания, совершенствовать умение анализировать различные языковые явления, расширять лингвистический кругозор школьников.
Реформы в сфере образования и модернизация современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми и взаимодействии с родителями. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса, реализовать их творческие способности, воплощать имеющиеся знания и навыки в практической деятельности. К таким формам организации образовательной деятельности относятся интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование и многое другое. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании учебных занятий.
Предлагаемое внеклассное мероприятие по русскому языку «По лабиринтам школьных коридоров»построено в форме образовательного квеста, который стремительно набирает популярность не только у школьников, но и у взрослых (родителей и педагогов), и позволяет индивидуализировать процесс обучения, задействовать все образовательное пространство и создать наилучшие условия для развития и самореализации участников образовательных отношений. Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.
Квест (от англ. quest — поиски), adventure (англ. приключение) - один из основных жанров компьютерных игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету). Подобная форма проведения мероприятия способствует формированию ряда компетенций: учебно-познавательной, информационной, лингвистической, интеллектуальной, коммуникативной. В образовательном процессе квест - это специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по указанным адресам, включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей, заданий и пр. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности. Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
Цель: |
Углубление приобретенных на уроках знаний. |
Задачи: |
Обучающие: - Формировать умения применять полученные знания на практике; - Отрабатывать навыки использования электронных ресурсов и раздаточного материала. Развивающие: - Развивать аналитические способности, фантазию и творчество; - Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру речи и общения; - Расширять лингвистический кругозор школьников. Воспитывающие: - Воспитывать любовь к русскому языку. |
Форма проведения мероприятия: |
образовательный квест (линейный) |
Участники: |
ученики 7«В», 7«Г» классов (2 команды) |
Продолжительность квеста: |
1 час |
Место проведения: |
территория школы (учебные кабинеты, библиотека, столовая, спортивный зал) |
Предварительная подготовка: |
Для детей: - сформировать команды; - выбрать капитанов команд и названия; - подготовить эмблемы. Для учителя: - определить цели и задачи квеста; - целевую аудиторию и количество участников; - сюжет и форму квеста, написать сценарий; - определить необходимое пространство и ресурсы; - количество помощников; - назначить дату. |
Оборудование: |
словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка, Интернет, оборудование для мультимедиа, раздаточный материал. |
Ресурсы: |
Мультимедийная презентация (начало и финал игры) |
Запланированные этапы игры |
Запланированная деятельность |
Ресурсы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приветствие |
Добрый день, уважаемые команды, любители русского языка! Мы собрались сегодня, чтобы провести образовательный квест по русскому языку «По лабиринтам школьных коридоров». Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка. Мы владеем одним из пяти основных языков мира. (В мире насчитывается 6800 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, хинди). Это ли не повод, чтобы гордиться… Всем участникам игры предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что изучали по этому предмету, а также напрячь своё воображение, чтобы выполнить все задания и стать победителем. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех баллов и быстрее доберется до финального задания. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение |
Знакомство с правилами игры
|
Мультимедийная презентация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жеребьевка |
Капитаны команд выбирают стартовое задание, выполняют его, получают подсказки от ведущего, отгадывают места, в которые им нужно следовать для продолжения игры. Задание в желтом конверте: Допишите окончания имён существительных. Американский художник Андрес Амадор создаёт необычные и недолговечные шедевры. Он рисует гигантские картины на пляж(мн. ч) Сан-Франциско в промежутк(ед. ч) между отлив(ед. ч.) и прилив(ед. ч.), после чего картины полностью смываются океанскими волн . Результаты его, без преувеличени (ед. ч.), титанической работвызывают у зрител(мн. ч.) чувствпросветлени. «Размеры этих форм в сочетанис их недолговечностуже сами по себе привлекают внимани. Моя задача – пробудить в люд самосознани, дать им почувствовать себя внутри некоего смысл », – поясняет мастер. Выберите подходящий по смыслу вариант. Для создания своих необычных картин Андрес Амадор прилагает. Подсказка: Библиотека Достанет книги все для нас, Любой рассказ она нам даст. Где книга каждая стоит, Она покажет, объяснит. Конечно, это не аптекарь, А школьный наш... Задание в красном конверте Прочитайте текст. Исправьте ошибки, допущенные в окончаниях слов разных частей речи. Андерсен умел радоваться всему интересн__му и хорош__му, что попадал__сь на каждом шагу. Он обладал талантом, редк___й способностью замечать то, что ускользает от ленивых человеческих глаз. Разве не прекрасна каждая травинка, кажд___ летуч__ семечк__липы? Из него обязательно выраст__ могучее дерево. Обо всём этом Андерсен писал рассказы и сказки. И люди качали головами от удивления и говорили друг другу: – Откуда только взялся такой дар у долговязо сына башмачника? Должно быть, он всё-таки колдун. (К.Г. Паустовский) Подсказка Кабинет физики (318) Без нее не сделать нам ни шагу! Как из березы получить бумагу? Как мобильный телефон превратить в магнитофон? Как получить незатухающий костер? Как сделать умный полотер? Как увидеть микромир? Учи ее, и станешь умным ты, Достигнешь с ней карьерной высоты! Ответ один: тут ______нужна! |
На доске открываются задания
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания для 1 команды |
Задания в желтом конверте Задание 2 Библиотека Выполните синтаксический разбор предложения.
Подсказка Кабинет физики Без нее не сделать нам ни шагу! Как из березы получить бумагу? Как мобильный телефон превратить в магнитофон? Как получить незатухающий костер? Как сделать умный полотер? Как увидеть микромир? Учи ее, и станешь умным ты, Достигнешь с ней карьерной высоты! Ответ один: тут ______нужна! Задание 3 Кабинет физики Впишите в клетки глаголы в неопределённой форме, соответствующие глаголам 1-го лица единственного числа. Если вы правильно выполните эту задачу, то в вертикальной выделенной строке прочтете название изменения глаголов. 1.Прошу
2.Терплю 3.Соберу 4.Пойму 5.Бегу 6.Тру 7.Подниму 8.Ловлю 9.Берегу Подсказка Кабинет биологии Изучаем мы природу и сезоны года, Птиц, животных, насекомых, местную погоду. Может, станем агрономами, в ботаники пойдем, Со знаниями нашими нигде не пропадем. Задание 4 Кабинет биологии Выберите подходящее деепричастие. Знания – сила 1. Реальные знания – это сила, которой можно изменить мир к лучшему, себя и природу. 2. В противном случае, человек, к знаниям, становится невежественным. 3. Им легко управлять, в заблуждение, «твердой почвы» под ногами. 4. Такой человек, в своем развитии, идет по пути деградации. Подсказка Кабинет истории В классе этом есть цветок, В зеленом цвете класса уголок. Есть там карты, есть доска, Останки хищного жука. И скажу вам на прощанье Там в столе вас ждет заданье Задание 5 Кабинет истории 1) Объясните значение фразеологизмов 1) Бить баклуши - Подберите синонимы к словам 6) Красивый Спортивный зал Нет окон в комнате этой, Есть вешалка с разной одеждой. Мужские кроссовки и душ… Много подсказок сказано уж… Скажу вам лишь я на прощанье – Там на полке есть заданье Задание 6 Спортивный зал Установите соответствие, просклоняйте слово земля
Подсказка Кабинет математики Это интересный класс, В шкафу какие-то фигуры… О числах там ведутся разговоры. И скажу вам на прощанье- На компьютере вас ждет заданье. Задание 7 Кабинет математики (задание на компьютере) Выберите наиболее подходящий предлог из двух вариантов. 1) Участник акции озеленения территории пришёл____школы поздно. 2) Студент, защитивший проект, вышел____ аудитории с гордо поднятой головой. 3) Участников митинга в защиту животных собралось____сотни. 4) Для реализации акции «Дари добро» участникам понадобится_____год(-а). 5) Девушка вышла___угла здания и решительно направилась в приёмную комиссию вуза. 6) Спортсмен-марафонец выскочил как____ земли и оказался на финишной прямой. После правильного выполнения задания сопровождающий учитель отдает команде свиток с текстом «Возвращайтесь туда, где все начиналось!» |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания для 2 команды |
Задания в красном конверте Кабинет физики Задание 2 Замените фразеологические обороты наречиями, подходящими по смыслу. Рукой подать Дружно В поте лица Дорого, ценно Курам на смех Усердно, старательно Кот наплакал Мало Душа в душу Близко На вес золота Глупо, нелепо Подсказка Библиотека Втр, втр! Ты мгч, Вставить пропущенные буквы и в библиотеке найти данную книгу со следующим заданием. Отрывок из Сказки о мертвой царевне Александра Пушкина Задание 3 Библиотека (задание в книге «Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкин) Установите соответствие, просклоняйте слово ночь
Подсказка Кабинет истории В классе этом есть цветок, В зеленом цвете класса уголок. Есть там карты, есть доска, Останки хищного жука. И скажу вам на прощанье Там в столе вас ждет заданье Задание 4 Кабинет истории (216) Впишите на месте пропусков значения, которые помогают выразить предлоги. Казахстанцы – динамичная и молодая нация: каждый второй житель республики моложе 30 лет. Приоритеты молодежной политики являются одними из ключевых целей Стратегии "Казахстан – 2050", инициированной Назарбаевым Н.А. Казахстан намерен в третьем десятилетии XXI века уверенно продвигаться к цели – войти в число 30 развитых стран мира. В этих условиях огромная надежда и ответственность возлагаются на молодежь, которой предстоит продолжить эстафету созидательных дел старшего поколения, поднять планку национальной конкурентоспособности еще выше, обеспечить Казахстану в XXI веке процветание и мировое признание. (Из Концепции государственной молодежной политики РК до 2020 г.) Подсказка Кабинет химии Столы и стулья в классе есть, Так что есть, где вам присесть. Раковина там за стеклом Висит плакат. Он всем знаком. И скажу вам на прощанье – Там в столе вас ждет заданье. Задание 5 Кабинет химии Выделите цветом: оранжевым – обособленные определения; синим – обособленные обстоятельства. 1. Преображая в положительную сторону себя человек преображает в положительную сторону и окружающий мир. 2. Каждый человек идущий по пути созидания обретёт истинные знания. 3. Достичь гармоничного и созидательного мира можно объединяя усилия людей. 4. Опираясь на личный опыт каждый человек может найти свой путь и использовать знание в ежедневной деятельности. 5. Человек играет в мире очень важную роль. Каждый ставит перед собой цели опираясь на собственную волю. 6. Я вдаль уплыл надежды полный с толпой бесстрашных земляков. 7. Пораженный его словами я не мог думать над этой загадкой. Подсказка Столовая Из кранов там вода бежит. Можно ложки там найти, Чай из кружки поднести. И скажу вам на прощанье – Под столом вас ждет заданье. Задание 6 Столовая «СОБЕРИ СЛОВА» Соберите слова, которые спрятались в других словах. 1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники). 2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый). 3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка). 4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы). Подсказка Спортивный зал Нет окон в комнате этой, Есть вешалка с разной одеждой. Мужские кроссовки и душ… Много подсказок сказано уж… Скажу вам лишь я на прощанье – Там на полке есть заданье Задание 7 Спортивный зал Вставь пропущенные буквы Птич..ка (м..лин..вка) Пр..ех..ла к..р..левна во дв..рец. Выб..ж..ли к ней (на) встречу нян..ки и мамки п..дхв..тили её под руки и ув..ли в р..сп..сны.. п..латы. А птич..ка (м..лин..вка) п..рхнула в сад выбр..ла пр..красн..е дер..во что как ра(з, с) ст..яло под окном к..р..левн..ной спал..н.., усел..с.. на вет..ч..к.. и н..ч..ла пет., так х..р..шо да жал..бно что к..р..левна целую ноч.. и гла(з, с) (не) смыкала — всё слуш..ла. После правильного выполнения задания сопровождающий учитель отдает команде свиток с текстом «Возвращайтесь туда, где все начиналось!» |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов и награждение |
Ведущий собирает задания, их проверяют, церемония награждения команды-победительницы. |