Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » Удвоенные согласные в корне слова

Удвоенные согласные в корне слова

Раздел (сквозная тема):

«Что такое хорошо, что такое плохо?».

Тема урока:

Удвоенные согласные в корне слова.

Мир твоих увлечений.

Цели обучения, которым посвящен урок:

3.1.4.1 - участвовать в диалоге, планируя свою речь в соответствии с целями, условиями, временем, ситуацией, соблюдая речевые нормы

3.2.3.1 - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, формулировать вопросы с опорой на ключевые моменты / слова

3.3.7.4 -  обозначать парные глухие/звонкие, твердые/мягкие согласные в корне слова, непроизносимые/ удвоенные согласные, применять способы проверки

Развитие навыков:

1.4 Участие в диалоге с соблюдением речевых норм в зависимости от ситуации общения

2.3 Формулирование вопросов и ответов

3.7 Соблюдение орфографических норм

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут:

Узнать об удвоенных согласных в корне слова Написать текст по диктовку

Большинство учащихся смогут:

Строить монологическое высказывание на основе опорных слов.

Сравнивать написание и произношение слов

Обьяснять лексическое значение слов, одинаковых по звучанию, но разных по написанию.

Выписывать слова с удвоенными согласными в алфавитном порядке. Рассказать о правилах переноса слов с удвоенными согласными.

Задавать вопросы однокласснику.

Заменять сочетания слов синонимом с удвоенными согласными используя слова-подсказки. 

Некоторые учащиеся смогут:

Рассказать об увлечениях. 

Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Согласный, удвоенные согласные, увлечение, хобби коллекционирование

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Что называется увлечением?

Чем ты увлекаешься?

Что ты знаешь о коллекционировании?

Как произносятся слова с удвоенными согласными?

Как можно проверить написание слов с удвоенными согласными?

Материал прошедших уроков:

Речь. Устная и письменная речь. Требования к речи. Речевой .пикет. Язык - средство общения и познания .Языковые явления. Сопоставление произношения и написания слов .Предложение. Части речи. Состав слова. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Текст. Типы текста. Сравнение текстов описательного и повествовательного характера. Тексты делового и публицистического стиля .Виды орфограмм. Орфографические правила. Произношение и правописание гласных и согласных в корне слова. Твердые и мягкие согласные. Непроизносимые согласные в корне слова.

Ход урока:

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

0-1 мин

Создание положительного эмоционального настроя:

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылаясвой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!

Середина урока

2 мин

3 мин

18 мин

1 мин

5 мин

5 мин

3 мин

Актуализация жизненного опыта.  Целеполагание.

Начинаем урок с разминки"Что мы знаем-повторяем". Собираем Пирамиду успехов. Приготовьте Тропинку достижений и собирайте баллы за урок.

_Как проверить безударную гласную?

Как проверить парный согласный?

Как проверить непроизносимый согласный? и т.д.

(повторяем орфограммы, записанные в виде билетов Минутка чистописания: работа с пословицей - Тут не может быть двух мнении - не прожить без увлечений! по плану:

  1. Чтение пословицы
  2. Объяснить значение непонятных слов
  3. Выяснить смысл пословицы в целом о чем она и чему учит"1

Работа в группе. "Сборщик слов". Учащиеся собирают слова, расклеенные по классу с указанием орфограмм.

-Какие остались слова? Соберите их. К какой орфограмме тони относятся? Каким правилом они объединены?

Какие планы вы сегодня ставите перед собой на уроке? 

Чему хотите научиться?

Чтение учащимися стихотворений:

Спросите, не повысив тона,

Что больше: центнер или тонна?

             Необходимы соль и крупы,

            Чтоб кашу наварить для группы.

Кто получит низкий балл.

Не придет на школьный бал.

                   Радиоволна идет сквозь стену. 

                   Ее поймаем на антенну.

Если в доме много сора-

Может в доме вспыхнуть ссора.

                    Приятнее найти под елкой гриб,

                     Чем получить ангину или грипп.

Пейте, дети, летом квас!

Напиток- супер ! Просто класс!

                      Играй и в теннис,и в хоккей-

                       Станешь быстрым и сильней!

Слова с двойной согласной изучайте

И высший балл за это получайте!

.Как вы уже заметили, удвоение согласной не свойственно  русскому языку.

– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога. (Зачитать из словаря).

– Есть еще один интересный факт — УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.

МИЛЛИОН
БАССЕЙН
ШОССЕ
КРОССВОРД

Чтение и анализ правила

В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые буквы - удвоенные согласные Они произносятся как один долгий звук Удвоенная согласная в слове - это орфограмма Написание удвоенных согласных в корне слова нужно запоминать и проверять по орфографическому словарю

Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать). 
Поиграем в игру "Любопытный".(учащиеся отвечают словами с удвоенной согласной)

Как тебя зовут?

Фамилия писателя.

Литературный герой.

Где живешь?

В какой реке любишь купаться?

Любимая еда.

Работа с текстом.

У всех ребят в нашем классе есть увлечение. Филипп собирает коллекцию марок. Кирилл ходит в бассейн. Анна играет в теннис. Алла разгадывает кроссворды. Эмма занимается квиллингом

. 

Работа с опорными кругами.

Прочтите текст по опорным кругам. Запишите два любых предложения, опираясь на опорные круги. Самопроверка.

Составьте правила переноса слов с двойными согласными.

Работа с учебником. Чтение правила переноса слов с двойными согласными.(Стихотворение).

Физминутка.

Выполните перенос. (разрезают ножницами слова в местах с удвоенной согласной). Работа в паре. Взаимороверка.

Работа в группах.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать
.
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

1 группа: составить синквейн со словом "Согласные".

Учитель: Как будет звучать первая строка?
Дети: Согласные.
Учитель: Теперь пишем два прилагательных.
Дети: Удвоенные, трудные (непроверяемые, сложные).
Учитель: Подбираем три глагола.
Дети: Выучить, запомнить, не ошибаться.
Учитель: Сделайте какой - то вывод.
Дети: Нужно знать каждому.
Учитель: Слово – итог.
Дети: Грамотность. 

2 группа: Составить объявление, используя опорные сла: хоккейн, теннис, одиннадцать, улица Гулливера, дом 111.

3 группа: Составить заметку "Шахматы", используя опорные слова:"Поддавки",Фианкетто -сильная позиция слона, Армагеддон- решающая партия.

4 группа: Составить сочинение-повествование "Урок русского языка".Опорные слова: эссе, орфограммы, каллиграфия, грамматика, профессия.

5 группа: Поисковая. Найти слова с двойной согласной и записать их в таблицу.

быт

знания 

развлечения

спорт

Пополняем словарный запас:

Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани. ______________

Большое желание есть. _______________

Дорога с твёрдым покрытием. ______________

Состояние взаимной вражды. ___________________

Искусственный водоём, сооружённый для плавания. 

Острое вирусное заболевание. ________________

Вид городского транспорта.  ____________________

Популярная игра на льду. _______________

Товарищ по работе. __________________________

Единицы измерения массы. ___________________

Выходной день. ___________________

Оценка уровня достижений.

Тест: тест «Двойные согласные»

1) В каком ряду  во всех словах пишется двойная согласная.

А) хо…кей, шо…се, ра..каз.

Б) дли…а, дли…ный, весё…ый.

В) ко…ектив, кра…ный, ужи..ать.  

2) В каком ряду во всех словах пишется двойная согласная  не в корнях.

А) килограмм, группа, класс.

Б) аккуратный, сумма, субботник.

В) рассказ, оттолкнуть, утренник.  

3) В каком ряду  ВЕРНО выполнен перенос слове .

А) ал-лея, аб-бреви-ту-ра, ил-люс-тра-ция, Ан-на.

Б) Жан-на, кросс, кол-лекция, ак-сес-суар.

В) антен-на, ап-петитный, балл, горил-ла.


Поделиться в социальных сетях



Материал разместил
  • 0
Елена Дессерт
Добавил статей 3
Отзывов (0)
Добавить свой отзыв
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Топ портфолио преподавателей
Войти через: