Влияние диалогового обучения на развитие навыков критического мышления на уроках математики
Обоснование выбора темы для исследования в действии
Как учителя математики меня особенно интересует модуль «Обучение критическому мышлению». Моя многолетняя педагогическая практика показывает, что с изменением современного мира меняется контингент учащихся. Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы быть социально адаптированными и успешными, молодые люди должны уметь критически осмысливать обстановку и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. «Возрастающее количество исследований подтверждает, что дети учатся эффективнее и их интеллектуальные достижения выше, при условии их активного вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию» (Руководство для учителя второго уровня).
Вольф и Александер в 2008 году утверждали, что «Ученики должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и успешно в более широких коммуникационных процессах, к которым у них имеется увеличивающий доступ» (Руководство для учителя). Для формирования способности мыслить критически, необходимо создание определенной учебной среды, в частности на уроках математики.
Наши дети, участвуя во внешних оценках таких как: ВОУД, ЕНТ, TIMSS, PISA показывают не высокие результаты. Им приходится сталкиваться с вопросами и заданиями от низкого до высокого порядка, с которыми они зачастую не справляются.
Каждый год наши выпускники приглашаются для продолжения учебы не только в ведущие вузы РК, но в вузы ближнего и дальнего зарубежья, в программу которых входит предмет «Критическое мышление». С требованием времени наша школа обязана применять самые современные педагогические технологии, одной из которых является «Обучение критическому мышлению». На МО учителей ЕМД нашей школы неоднократно рассматривался вопрос о возможности внедрения применения стратегий для развития критического мышления на уроках математики. Нaблюдая за своими учащимися на уроках, замечала, что за последние годы даже дети нашей школы часто не могут точно выразить свои мысли, имеют слабые речевые навыки, не владеют способностью постановки вопросов высокого порядка, не хотят выполнять сложные задания, требующие от них самостоятельных усилий. Учащиеся привыкают работать по готовому образцу. А в классе, где есть ребята, входящие в группы олимпийского резерва по профильным предметам, есть другая проблема: соперничество, нездоровая конкуренция, изолированность, закрытость учащихся.