Цель исследования: внедрение и использование на уроке 7 модулей по Кембриджской методике
обучения; исследовать вопросы технологии критического мышления; сформировать критическое
мышление у школьников;
На уроках географии для развития функциональной грамотности учащихся я использую
различные виды стратегий, и большое внимание уделяю модулю КМ.
Мой опыт позволяет утверждать, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что
видит, 70% того, что проговаривает, и 90 -100% того, что делает сам. Поэтому для себя я
выделила несколько определений современного урока. Во-первых, это урок взаимодействия
учеников друг с другом - учитель же является координатором получения знаний. Во-вторых, это
урок, на котором каждый ученик учится с интересом. В-третьих, это урок, который должен
строиться не на послушании, имитации и повторении, а на самостоятельном поиске истины, на
анализе и синтезе разных точек зрения, собственных наблюдений и экспериментов. В-четвёртых,
это урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих способностей учащихся,
на использовании современных технологий
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать
разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое
мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение
разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на
критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик,
невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программ
У нас, в Казахстане, критическое мышление считается одним из ведущих педагогических
модулей. В чем же актуальность данного модуля? Я думаю, прежде всего в том, что «критическое
мышление» помогает ученикам не просто получать какую-то информацию, а критически ее
осмысливать, оценивать, отбирать и применять. Ученики, приобретая новые знания, должны
научиться рассматривать эти знания со всех сторон, аргументировать свою точку зрения и делать
определенные выводы. Все это ведет к развитию интеллектуальных способностей. В этом одна из
причин актуальности данной технологии. Многие учителя в своей практике часто применяют
различные стратегии данного модуля. Я тоже использую на своих уроках некоторые стратегии
критического мышления.
Технология критического мышления имеет особенности организации учебных занятий. В основу
положен базовый цикл, состоящий их трех этапов.
Первый этап – «вызова» — этап, во время которого у учащихся активизируются имевшиеся ранее
знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели учебного материла.
Второй этап – «осмысления» — содержательный этап, в ходе которого и происходит
непосредственная работа с текстом, причем работа направленная, осмысленная. При этом понятие
«текст» трактуется весьма широко: это письменный текст, речь преподавателя, видеоматериал и
т.д.
Третий этап – «рефлексия» — размышления. Здесь формируется личностное отношение к тексту и
фиксируется своя позиция, происходит активное переосмысление собственных представлений с
учетом вновь приобретенных знаний.
При проведении уроков по ТКМ активно используются разнообразные приемы: ИНСЕРТ, эссе,
кластер, ключевые термины, терминатор, зигзаг, чтение с остановками и вопросами Блума,
синквейн, прием «З-Х-У» (знаю – хочу знать – узнал), ТАСК, карусель, мозговая атака,
продвинутая лекция… Названия этих приемов многие уже слышали или даже применяли в своей
деятельности.