В 2020 году есть знаменательное событие для нашей страны, для нашего народа и для меня, это175-ти летие великому мыслителю и поэту Абаю Кунанбаеву. Юбилей Абая Кунанбаева планируется отметить на международном уровне, в рамках ЮНЕСКО. Это большая честь для всех казахстанцев и страны в целом.
Абай Кунанбаев (приложение 1) – величайший поэт – просветитель казахского народа, также был философом, композитором и мастером художественного слова. Имя данное ему при рождении – Ибрагим, но его прозвище Абай данное его бабушкой Зере(приложение 2), закрепилось на всю его жизнь.Сам Абай(Ибрагим) родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области (Абайский район, Восточно-Казахстанская область). Абай выходец из очень знатного рода – Тобыкты. На мой взгляд его бабушка Зере в большей степени повлияла на его тяготение к искусству слова и знаниям. Его бабушка Зере большой знаток народной словестности, она стала для Абая его первым воспитателем и учителем. Бабушка Зере была добросердечным человеком и имела тонкое восприятие окружающего мира.Сам Абая в будущем стал тем человеком, который способствовал изучению русской и европейской культуры среди казахов. На его мировозрение оказали влияние ученые и поэты Востока, у котрых были такие же вгляды и они придерживались гуманистических идей, также на Абая повлияли произведения русских писателей. Он переводил Пушкина, Лермонтова, Гёте, Байрона и Крылова. Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, прозаическая поэма «Қара сөз»-«Слова назидания» («Қара сөздер»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. Абай навечно будет сосуществовать со своим родным народом, взывая нас на протяжении веков на высоты», что ясно свидетельствует о том, что наследие поэта ценится как вечное завещание. Про Абая написаны книги, самая известная из них «Путь Абая». Путь Абая — роман-эпопея Мухтара Ауэзова, описывающий жизнь известного казахского поэта Абая Кунанбаева. Первая эпопея, написанная на казахском языке. «Путь Абая» широко известен в Казахстане и далеко за его пределами. Роман-эпопея состоит из четырех книг.
Главный герой романа — реальное историческое лицо, великий поэт, основоположник казахской письменной литературы, просветитель Абай Кунанбаев. В романе развернута панорама полной драматизма и противоречий народной жизни, быта и нравов кочевых и оседлых степняков конца XIX века, в полную силу показана широта и красота вольнолюбивой души казахского народа, его мечты о лучшем, его надежды и чаяния, его своеобразный духовный уклад, национальный характер.
Глядя на работы Абая, можно заметить что он всегда искренне хотел продвигать и процветать страну, и он продвигал эту идею. А наука и образование - основа прогресса. Абай всей душой и телом желал чтобы казахи непрерывно обучались, развивались. Он сказал «Не хвастайся, пока не овладеешь наукой», что не будет на высоте, пока не овладеет знаниями. Он сказал: «Мы не хотим покупать науку для скота», вместо этого подчеркивает, что для процветания страны необходимо овладеть наукой. Нам нужно понять поучительное наставление Великого Абая: «Не думай о выгоде, думай о совести, Стремись знать больше».
Принятие Закона «О статусе учителя» является одной из важных инициатив в этом направлении. Это шаг к повышению качества образования. В целом в любом обществе место учителя особое. Учителя играют ключевую роль в воспитании сознательного потомства. Мы обязаны уважать и почитать учителя. Поэтому государство должно улучшить статус профессии учителя и создать условия для ее беззаботного функционирования.[1]
Абай особенно подчеркнул, что одной из благих дел является изучение языка. Поэт в своей двадцать пятой речи далее говорит, что другой язык даст человеку: «Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами». Перечитывая «Слова назидания», можно познакомиться с особым восприятием мира, найти ответы на многие жизненно важные вопросы.
Например, Слово 41-е: «Тому, кто вознамерился учить, исправлять казаха, нужно обладать двумя преимуществами перед ним.
Первое – иметь большую власть, пользоваться огромным влиянием, чтобы, запугивая взрослых, забирать у них детей и отдавать в учение, направляя одних по одному пути знаний, других – по другому, а родителей заставляя оплачивать их расходы. Девочек достаточно было бы обучить мусульманству, чтобы они были сильны хотя бы в религии. В таком случае можно было бы надеяться: когда состарившиеся родители отойдут от дел, молодое поколение пойдет по правильному пути.
Второе – нужно владеть несметными богатствами, чтобы подкупом брать детей у родителей и отдавать их в учение, как было сказано выше.
Никто не обладает властью, способной запугать нынешних людей. Никому не дано богатство, которого хватило бы на то, чтобы задобрить всех родителей.
Не запугав или не подкупив казаха, невозможно уговорить или убедить его в чем-либо. Невежество, доставшееся от отцов, впитавшееся с молоком матери, пройдя сквозь мясо, достигло костей и убило в нем человечность. Между собой у них какие-то ужимки и кривляния, шепотки да двусмысленные намеки, ничего более увлекательного на ум им не приходит. Они пытаются думать, но им некогда сосредоточиться на своей мысли. Говоришь с ними – они и слушать со вниманием не могут; глаза их бегают, мысли разбредаются.[2]
Делая вывод можно сказать – Страну знают по ее героям, великим личностям. В этом плане Абай – фигура, олицетворяющая народ и культуру Казахстана. Абай – настоящее сокровище казахской культуры, всей тюркской культуры. Я полностью поддерживаю идею Президента Казахстана о том, что Абая нужно представлять как национальный бренд Казахстана.
Согласен с мнением, что члены Правительства, сотрудники министерств и акимы должны учитывать предложения и пожелания граждан при принятии решений по государственным и общественно значимым вопросам. И считаю абсолютно верным, что это является предпосылкой для формирования справедливого общества, о котором в свое время говорил Абай. Опять же это те принципы, которых мы ждали с момента обретения независимости.
На мой взгляд идеи Абая содействуют развитию творческого потенциала, проявлению инициативы в сфере образования у педагогов и учащихся. Также его идеи стимулируют процесс образования и профессионального саморазвития.
Литература:
- Статья Главы государства Касым-Жомарта Токаева "Абай и Казахстан в XXI веке"
- Электронная книга Путь Абая (Abai's Way: Абай Жолы). Мухтар Ауэзов онлайн. Скачать в FB2, EPUB, MOBI - LibreBook.me
3)Книга 1 «Путь Абая», стр. 35.