План открытого урока самопознания Педагог: Кимосова Роза Еркеновна Класс: 8 Тема: «Из чаши мудрости испей…», урок №25 Ценность: Истина Качества: поиски знаний; единство мысли, слова и дела; патриотизм. Цель: расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности истине, через понимание значения народной мудрости для современности. Задачи: -актуализация понимания учащимися необходимости поиска знаний, как возможности познания истины; -развитие стремления у детей жить в единстве мысли слова и дела; -воспитание у учеников патриотизма через уважение к народному наследию, мудрости предков. |
Ход урока: Орг.момент. Здравствуйте, ребята ! Я рада видеть Вас! Тема сегодняшнего урока «Из чаши мудрости испей...» Позитивный настрой «Мысленная прогулка в лесу» Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожней, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечайте все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы почувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которая окружает вас. Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Помните о том, что ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь. Проверка домашнего задания. Чтение в учебнике текста на стр.106, очерк Д.Лихачева «Будем счастливы!» Ответить на вопросы. |
Позитивное высказывание (цитата). «Традиции и обычаи народа являются способом отбора и сохранения нравственных ценностей и передачи их последующим поколениям». В.Ф.Зыбковец - Как Вы понимаете смысл высказывания? |
Рассказывание истории (беседа). Подарок учителя. Учитель читает четверостишье Абая, как цитату к рассказу о поэте-просветителе. Истины сеять зерно я хочу, окрылять языком, Чтоб не только в глаза, но и в души свет проник. Пусть же берет молодежь достойный пример с того, Кто не унизит стиха, кто в нем высокую мудрость постиг. Абай Кунанбаев Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845 – 1904 гг) – казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, лингвист, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской, а также европейской культурой. Родился в ныне Абайском районе Восточно-Казахстанской области (около 400 км от Усть-Каменогорска, если ехать через Семипалатинск). Семья Абая принадлежала к местной знати; отец, дед и прадед главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев. Учился в медресе, одновременно посещал и русскую школу. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. С раннего детства Абай находился под благотворным влиянием двух талантливых женщин мамы и бабушки. Бабушка Зере, хранительницей огромного запаса народных словесных сокровищ, сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем. Мама Улжан обладала острым умом и цепкой памятью, помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов. Следующим замечательным учителем и воспитателем юноши стал сам казахский народ. Народные сказители, мастера устного рассказа дали огромную духовную основу творчества Абая. Он открыл и всю жизнь черпал познания и мудрость в народных дастанах, сказаниях о батырах. Опираясь на народное творчество, Абай создал новые передовые формы в поэзии, в музыке, двигая духовную культуру народа.Для Абая творчество стало смыслом его жизни. Своим предназначением Абай считал не просто писать стихи, а стихи, которые раскрывали духовные ценности народа, любовь к Родине и народу. Абай сам жил в поиске знаний и создавал вокруг себя такую же атмосферу потребности в постоянном развитии, в творческой реализации. Абай знал и творил на нескольких языках: казахский, арабский, персидский, русский. Абай посвятил всю свою жизнь духовному развитию, поиску истины, увлекал других за собой на путь знаний. Поэт собирал вокруг себя и поддерживал одаренную молодежь, пропагандировал образование, культуру и искусство. Абая с энтузиазмом поддерживали его дети, родственники, близкие. Они часто собирались в юрте Абая послушать приглашенных акынов, поэтов, музыкантов: Мухамеджана, Альмагамбета, скрипача Мука и других талантливых людей. Многие вечера в ауле Абая становились праздниками поэзии и искусства. Абай сам учил своих детей. Каждый вечер он собирал детей, своих учеников и читал им волшебные сказки. На самом интересном месте он обрывал свое повествование и давал задание сочинить свою версию продолжение этой сказки. В 1883 году Абай вместе со своим другом-учителем Е.П.Михайэлисом принимал активное участие в создании народной библиотеки в г.Семипалатинске. На свои личные сбережения купил и преподнес в дар библиотеке более 100 книг. Жизнь Абая – это пример сложного, но возвышенного пути, наполненного единством мысли, слова и дела. Он много трудился ради будущих поколений. Абай мечтал увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией. Будучи патриотом своей Отчизны, силы и вдохновение в своей деятельности черпал Абай в любви к своей Родине, своему народу. Большие надежды возлагал Абай на молодежь. В одном из своих произведений, в философско-просветильском трактате «Кара соз» («Слова назидания») Абай как будто беседует с нами, своими потомками. Звенящая честность, пронизывает все сорок пять кратких притч и трактатов, из которых состоит произведение. Устами Абая говорит с нами Совесть народа. Имя гениального сына степи Абая в наше время известно всему миру. Произведения его вдохновляют на служение народу, на стремление к знаниям, к развитию наций через культуру. Вопросы: 1.О ком идет речь в рассказе? 2.Почему Абай так поступал? 3. Какое значение в жизни Абая имели знания, их поиск? 4. Приведите пример, что Абай жил в единстве мысли, слова и дела? 5.Объясните, что значит жить в единстве мысли, слова и дела? 6. Как вы думаете, что придавало Абаю силы для творчества? 7. Объясните, что такое патриотизм. 8. Что такое Истина, как общечеловеческая ценность? 9.Приведите примеры поиска знаний, своего предназначения в вашей жизни. |
Творческая деятельность, групповая работа. Учитель: - Народные традиции – один из источников народной мудрости, истинных знаний о жизни. В народных традициях для современников и грядущих поколений сохранено зерно глубокой мудрости, проявляется отношение к важнейшим вопросам нравственности, отражается национальное своеобразие характера, культуры, обычаев народа. Задание. I этап. Индивидуальная работа. Выдаются карточки синего или зеленого цвета. Инструкция: Каждый из вас получил карточки. Запишите на них название или описание какой-либо народной традиции, поговорки, пословицы, которые говорили бы о поиске знаний, единстве мысли, слова и дела, патриотизме. II этап. Деление на 2 группы по цвету карточек. Карточки объединяются, перемешиваются и делятся поровну между группами. Группам раздаются стикеры в форме домика. III этап. Групповая работа: - Рассмотрите каждую традицию, пословицу, поговорку с точки зрения актуальности, необходимости в современной жизни и запишите утверждения по одному на домик. Стикеров можно использовать несколько. IV этап. Оформление общего плаката с изображением фундамента из карточек и общего дома из домиков-стикеров. V этап. Подведение итогов работы: учащиеся делятся впечатлениями по проделанной работе. Учитель: - Предлагаю ответить на вопрос «Что же включает в себя мудрость народа?» |
Групповое пение. Сильные люди. Автор и исполнитель: Анна Осипова (Юта) На стыке столетий, степей и дорог Рождаются песни, рождаются дети. Храни тебя Бог, о великий народ; Величие твоё у ветров на примете. Здесь ясное солнце всему голова, А вера чиста, как горные реки. Здесь память о предках повсюду жива. Здесь знают, что счастье в руках человека. Сильные люди сильной земли, Вам ли не знать, что счастье и горе Лишь продолжение огромной степи, Горных вершин и Каспийского моря! Столичные трассы, огни городов, Великие судьбы под яркой звездою, Любовь и надежда- основа основ. Здесь помнят об этом, здесь любят душою. Безудержно бьется и мчится вперед Горячее сердце земли первозданной. Храни тебя Бог, о великий народ Великий народ Казахстана!.. |
Домашнее задание. 1. Напишите эссе на тему «Семейные традиции». Постарайтесь отметить те из них, которые помогают развивать ваши лучшие качества. 2. Выполните упражнение 3, представленное в «Тетради ученика». Вам нужно прочитать притчу, сделать вывод и выбрать из предложенных цитату, раскрывающую смысл притчи. |
Заключительная минута урока. Давайте сядем поудобнее, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили сегодня на уроке. Поместите в свое сердце, то что считаете нужным и то, что вам пригодиться. Побудьте немного в этом состоянии и потихоньку открывайте глаза. Спасибо вам за работу! Урок окончен. |
Из чаши мудрости испей...
Полная версия материала