Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Из чаши мудрости испей...

Из чаши мудрости испей...

ya_socials
Опубликовано:
Автор: 8747818283502 860

План открытого урока самопознания

Педагог: Кимосова Роза Еркеновна

Класс: 8

Тема: «Из чаши мудрости испей…», урок №25

Ценность: Истина

Качества: поиски знаний; единство мысли, слова и дела; патриотизм.

Цель: расширение представления учащихся об общечеловеческой ценности истине, через понимание значения народной мудрости для современности.

Задачи

-актуализация понимания учащимися необходимости поиска знаний, как возможности познания истины;

-развитие стремления у детей жить в единстве мысли слова и дела;

-воспитание у учеников патриотизма через уважение к народному наследию, мудрости предков.

Ход урока:

Орг.момент. 

Здравствуйте, ребята ! Я рада видеть Вас! 

Тема сегодняшнего урока «Из чаши мудрости испей...»

Позитивный настрой «Мысленная прогулка в лесу»

Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. 

Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожней, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. 

Идите дальше, замечайте все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы почувствуем себя счастливыми и в безопасности. 

Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которая окружает вас. 

Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Помните о том, что ваше собственное дерево, и вы можете вернуться к нему в любое время. 

А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь.

Проверка домашнего задания.

Чтение в учебнике текста на стр.106, очерк Д.Лихачева «Будем счастливы!» Ответить на вопросы. 

Позитивное высказывание (цитата).

«Традиции и обычаи народа являются способом отбора и сохранения нравственных ценностей и передачи их последующим поколениям». В.Ф.Зыбковец 

- Как Вы понимаете смысл высказывания?

Рассказывание истории (беседа). Подарок учителя.

Учитель читает четверостишье Абая, как цитату к рассказу о поэте-просветителе. 

Истины сеять зерно я хочу, окрылять языком,

Чтоб не только в глаза, но и в души свет проник.

Пусть же берет молодежь достойный пример с того,

Кто не унизит стиха, кто в нем высокую мудрость постиг.

Абай Кунанбаев

Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845 – 1904 гг) – казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, лингвист, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской, а также европейской культурой.

Родился в ныне Абайском районе Восточно-Казахстанской области (около 400 км от Усть-Каменогорска, если ехать через Семипалатинск). Семья Абая принадлежала к местной знати; отец, дед и прадед главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев. Учился в медресе, одновременно посещал и русскую школу.  С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. 

С раннего детства Абай находился под благотворным влиянием двух талантливых женщин мамы и бабушки. Бабушка Зере, хранительницей огромного запаса народных словесных сокровищ, сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем. Мама Улжан обладала острым умом и цепкой памятью, помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов. 

Следующим замечательным учителем и воспитателем юноши стал сам казахский народ. Народные сказители, мастера устного рассказа дали огромную духовную основу творчества Абая. Он открыл и всю жизнь черпал познания и мудрость в народных дастанах, сказаниях о батырах.

Опираясь на народное творчество, Абай создал новые передовые формы в поэзии, в музыке, двигая духовную культуру народа.Для Абая творчество стало смыслом его жизни. Своим предназначением Абай считал не просто писать стихи, а стихи, которые раскрывали духовные ценности народа, любовь к Родине и народу. Абай сам жил в поиске знаний и создавал вокруг себя такую же атмосферу потребности в постоянном развитии, в творческой реализации. Абай знал и творил на нескольких языках: казахский, арабский, персидский, русский.

Абай посвятил всю свою жизнь духовному развитию, поиску истины, увлекал других за собой на путь знаний. Поэт собирал вокруг себя и поддерживал одаренную молодежь, пропагандировал образование, культуру и искусство. Абая с энтузиазмом поддерживали его дети, родственники, близкие. Они часто собирались в юрте Абая послушать приглашенных акынов, поэтов, музыкантов: Мухамеджана, Альмагамбета, скрипача Мука и других талантливых людей. Многие вечера в ауле Абая становились праздниками поэзии и искусства.

Абай сам учил своих детей. Каждый вечер он собирал детей, своих учеников и читал им волшебные сказки. На самом интересном месте он обрывал свое повествование и давал задание сочинить свою версию продолжение этой сказки.

В 1883 году Абай вместе со своим другом-учителем Е.П.Михайэлисом принимал активное участие в создании народной библиотеки в г.Семипалатинске. На свои личные сбережения купил и преподнес в дар библиотеке более 100 книг.

Жизнь Абая – это пример сложного, но возвышенного пути, наполненного единством мысли, слова и дела. Он много трудился ради будущих поколений. Абай мечтал увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией. Будучи патриотом своей Отчизны, силы и вдохновение в своей деятельности черпал Абай в любви к своей Родине, своему народу.

Большие надежды возлагал Абай на молодежь. В одном из своих произведений, в философско-просветильском трактате «Кара соз» («Слова назидания») Абай как будто беседует с нами, своими потомками. Звенящая честность, пронизывает все сорок пять кратких притч и трактатов, из которых состоит произведение. Устами Абая говорит с нами Совесть народа.

Имя гениального сына степи Абая в наше время известно всему миру. Произведения его вдохновляют на служение народу, на стремление к знаниям, к развитию наций через культуру. 

Вопросы:

1.О ком идет речь в рассказе?

2.Почему Абай так поступал?

3. Какое значение в жизни Абая имели знания, их поиск? 

4. Приведите пример, что Абай жил в единстве мысли, слова и дела?

5.Объясните, что значит жить в единстве мысли, слова и дела?

6. Как вы думаете, что придавало Абаю силы для творчества?

7. Объясните, что такое патриотизм.

8. Что такое Истина, как общечеловеческая ценность?

9.Приведите примеры поиска знаний, своего предназначения в вашей жизни.

Творческая деятельность, групповая работа.

Учитель:

- Народные традиции – один из источников народной мудрости, истинных знаний о жизни. В народных традициях для современников и грядущих поколений сохранено зерно глубокой мудрости, проявляется отношение к важнейшим вопросам нравственности, отражается национальное своеобразие характера, культуры, обычаев народа.

Задание.

I этап. Индивидуальная работа. Выдаются карточки синего или зеленого цвета.

Инструкция: Каждый из вас получил карточки. Запишите на них название или описание какой-либо народной традиции, поговорки, пословицы, которые говорили бы о поиске знаний, единстве мысли, слова и дела, патриотизме.

II этап. Деление на 2 группы по цвету карточек. Карточки объединяются, перемешиваются и делятся поровну между группами. Группам раздаются стикеры в форме домика.

III этап. Групповая работа: - Рассмотрите каждую традицию, пословицу, поговорку с точки зрения актуальности, необходимости в современной жизни и запишите утверждения по одному на домик. Стикеров можно использовать несколько.

IV этап. Оформление общего плаката с изображением фундамента из карточек и общего дома из домиков-стикеров.

V этап. Подведение итогов работы: учащиеся делятся впечатлениями по проделанной работе.

Учитель: - Предлагаю ответить на вопрос «Что же включает в себя мудрость народа?»

Групповое пение.

Сильные люди.

Автор и исполнитель: Анна Осипова (Юта)

На стыке столетий, степей и дорог

Рождаются песни, рождаются дети.

Храни тебя Бог, о великий народ;

Величие твоё у ветров на примете.

Здесь ясное солнце всему голова,

А вера чиста, как горные реки.

Здесь память о предках повсюду жива.

Здесь знают, что счастье в руках человека.

Сильные люди сильной земли,

Вам ли не знать, что счастье и горе

Лишь продолжение огромной степи,

Горных вершин и Каспийского моря!

Столичные трассы, огни городов,

Великие судьбы под яркой звездою,

Любовь и надежда- основа основ.

Здесь помнят об этом, здесь любят душою.

Безудержно бьется и мчится вперед

Горячее сердце земли первозданной.

Храни тебя Бог, о великий народ

Великий народ Казахстана!..

Домашнее задание.

1. Напишите эссе на тему «Семейные традиции». Постарайтесь отметить те из них, которые помогают развивать ваши лучшие качества.

2. Выполните упражнение 3, представленное в «Тетради ученика». Вам нужно прочитать притчу, сделать вывод и выбрать из предложенных цитату, раскрывающую смысл притчи. 

Заключительная минута урока.

Давайте сядем поудобнее, на минутку закроем глаза и вспомним, о чем мы с вами говорили сегодня на уроке. Поместите в свое сердце, то что считаете нужным и то, что вам пригодиться. Побудьте немного в этом состоянии и потихоньку открывайте глаза.

Спасибо вам за работу! Урок окончен.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты