Есть в нашем языке удивительно ёмкое по смыслу слово «просвещение». Просвещает, создаёт человека светом знаний, светом души, светом творчества – Учитель. Кто же он – Учитель? Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из этой жизни в том же звании. Согласны ли мы быть всю жизнь на незаметных, хотя и нужных, ролях? Учитель – это врач. Но его «пациенты» редко благодарят за «лечение», в общем-то, не очень и стремятся «лечиться». Пройдут годы, прежде чем «вылеченный», поставленный на ноги, придёт и скажет «Спасибо». Но этого надо ждать годы. Откуда же берёт силы учитель, чтобы быть одновременно воспитателем и педагогом, артистом и скульптором, отцом и матерью? Каким же неистощимым должно быть вдохновение учителя, пожизненно вызванного к доске?! Зажатый заботами классного руководителя, встречей с родителями, школьными звонками, необходимостью поставить оценки, не отдохнув, учитель входит в класс. И сразу же овладевает и партером и галеркой. Спадает шумок. Все глаза обращены к нему. В них – ожидание. И не страх перед вызовом. В глазах – ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия. Я горда тем, что я – учитель. Любой выбор, чего бы он ни касался, сделать бывает нелегко, а выбрать профессию тем более. Спустя много лет, я уверена, что сделала правильный выбор. С первых дней педагогической деятельности, я всегда старалась завоевать авторитет, признание ребят, потому что только тогда можно говорить об успехах учительского труда, который начинается с общения с ребятами, с первой искорки дружбы и взаимного доверия. Я знаю, как дети любят мои уроки, они с нетерпением ждут их, ждут от меня новых творческих идей, новых интересных тем. Я рассматриваю свою педагогическую деятельность как совместную деятельность учителя и ученика. Урок – это наша (моя и моих учеников) жизнь. Каждый урок мы должны прожить вместе. Урок – это процесс познания, радость открытия. На уроке должно быть общение, которое является сложным творческим процессом. Взаимоотношения, взаимодействия, взаимосвязи, которые складываются между мной и моими учениками, психологический климат, интеллектуальный фон деятельности, при котором знания – основные ценности – всё имеет решающее значение. Я – учитель! Я люблю своих учеников! Задавая себе вопрос: «Кто кого учит?», прихожу к мнению, что с учениками мы равноправны: я учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Поэтому в своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил: поощряй самостоятельность учеников, будь верным спутником; получай удовольствие от работы, говори «не знаю», если не знаешь; улыбайся чаще, от этого в классе светлее, будь самим собой. Я живу для своих учеников, для того, чтобы они прошли ступени восхождения к высотам духовного богатства, подлинной человеческой красоты, и потому стремлюсь сама покорить свои собственные высоты, завоевать право на внутреннее самоуважение, право на воспитание их, молодых. Ребята хотят, чтобы их уважали, чтобы им помогали, иначе возникает неприятие учителя. И здесь они правы. Ни один человек не согласится, чтобы ломали его характер. Стараюсь проникнуть во внутренний мир ученика, понять его позицию, видеть мир его глазами. Лично я не работаю учителем, я живу учителем. Живу для детей. Моя цель научить детей любить учиться, заинтересовать их, а дальше они сами найдут свой путь. Жизнь учителя – это, прежде всего творчество, которое может выражаться не только в постоянной потребности к самосовершенствованию. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя. Ум учителя, соединённый с его добротой и есть мудрость, которая приносит учителю доброе имя, спокойную совесть и прочное счастье. Именно такие мудрые люди трудятся рядом со мной и, общаясь с ними, я на себе проверила, что «личность воспитывает личность». Я считаю, что нельзя воспитать человека по заранее составленному плану. Воспитывать надо личным примером. В этом и заключается «краеугольный камень» моей педагогической философии. Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен учащимся. Поддерживать у учеников интерес к учёбе, к школе в настоящее время очень трудно. Фразу о том, что ребёнок «факел, который нужно зажечь», знаем все. А как зажечь? Необходимое условие для этого мы выяснили – педагог сам должен гореть, а каково достаточное условие? Знает кто-нибудь из вас, в чём заключается «золотое правило» педагогики? А нет никакого правила, поскольку все дети разные. К сожалению, не всех удается зажечь, но, если удается – учитель счастлив. Мне повезло, у меня есть ученики, которым я передала факел любви к знаниям, и я горжусь ими! «Учитель — это мыслитель, ощущающий всю полноту возложенной на него священной ответственности за судьбу доверенного и доверившегося ему Человека, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны и всего Мира, всей человеческой цивилизации». Так и только так. Этими качествами должен обладать учитель настоящего и, несомненно, будет обладать учитель будущего. Но истинный учитель — это еще и исследователь, скрупулезно изучающий особенности разнообразной педагогической деятельности в самых различных учебно-воспитательных ситуациях. Я уверена, что будущее нашей страны зависит от учителя, от того, какую жизненную позицию сформирует он у своих учеников, насколько поможет раскрыть их творческий потенциал. Надо помочь каждому стать личностью, человеком, умеющим принимать решения и быть ответственным за них. И хочется верить, что наступит день, когда о прогрессе нации будут судить не по её военной мощи, а по процветанию её народа, уровню здравоохранения и образования, по тем мерам, которые принимаются для защиты умственного и физического развития подрастающего поколения, по тому положению, которое занимает учитель в обществе. Да, настоящий учитель – счастливый человек, потому что в его руках счастье всего человечества. Школа – это мой дом, школе я отдаю своё время и силы. Я люблю свою профессию, я нахожусь в постоянном поиске, я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда. Вместе с детьми надо дерзать, творить, не останавливаться на достигнутом. Как же учитель многообразен: учитель – исследователь, учитель – инноватор, учитель – воспитатель, учитель – творец, УЧИТЕЛЬ! «Кому нравиться детский шум, тот склонен к педагогической деятельности, а кто уже пристрастился к нему, тот обретает свое профессиональное счастье».
Поразмыслив обо всём, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…И завтра я опять иду в школу!...