Краткосрочный план
Раздел 2: Литературная поэтическая сказка
Тема: Сюжет и герои сказки В.А.Жуковского
Русская литература |
|
Школа: |
||||||
Дата: 24.11.20 |
ФИО учителя: Хасанова М.М. |
|||||||
Класс: 5 б |
Количество присутствующих: отсутствующих: |
|||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
ПО 1. понимать термины: художественная литература, фольклор, героический эпос, былина, сказка, литературная сказка, сюжет, композиция, художественное время и пространство, конфликт, герой, повествователь, рассказчик, гипербола, эпитет, сравнение, аллегория, параллелизм ПО 2- иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему ПО 5- кратко пересказывать содержание произведения или отрывка АИ 1. определять жанр и его признаки (былина, сказка, литературная сказка) при поддержке учителя АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики главных героев, при поддержке учителя |
|||||||
Цели урока |
5.ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему; 5.АИ 4. Анализировать эпизоды, важные для характеристики героев, при поддержке учителя; 5.АИ 5. Характеризовать героев при поддержке учителя; |
|||||||
Критерии успеха |
Учащийся достигает целей обучения, если: дает верные ответы на вопросы, демонстрируя понимание произведения; Дает характеристику герою; Называет эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике; Использует в речи художественные средства выразительности. |
|||||||
Привитие ценностей |
Способствовать осознанию учащимися ценностей «Мәңгілік ел»: взаимоуважение, любовь, верность. |
|||||||
Межпредметные связи |
Связь с предметом самопознание |
|||||||
Навыки использования ИКТ |
На данном уроке ИКТ используются для просмотра слайдов |
|||||||
Предварительные знания |
На данном уроке учащиеся будут рассматривать сказку как жанр, актуализировать уже известную информацию и извлекать новую. |
|||||||
Ход урока |
||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||
Начало урока |
Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Учитель совместно с учащимися определяет цели урока/ЦО и критерии успеха Проверка домашнего задания: Стратегия «Авторский стул» Учащиеся (по желанию) будут занимать «авторский стул» и представлять свои аргументы в защиту тезиса: утверждение «Сказка о царе Берендее» - волшебная» – правдивое/ложное. Критерии успеха Учащийся достиг цели обучения, если: выбирает утверждение; доказывает свою точку зрения, аргументирует свой выбор; выражает свои мысли точно и ясно; демонстрирует богатый словарный запас. Учитель должен поощрять учащихся высказывать свою точку зрения, использовать термины в речи. |
4 мин |
||||||
Середина урока |
Мотивация. Актуализация. Рассмотреть иллюстрации разных художников к прочитанной сказке (на слайд-презентации). К. Беседа. Какие герои сказки изображены на этих иллюстрациях? Как вы относитесь к ним? Почему? Как поведение, речь героя раскрывают его характер? Открытие нового. Работа над теоретическими понятиями "сюжет", "эпизод", "элементы эпизода". Стратегия "Ключевые слова". Рассказ учителя о том, что писатель продумывает все изображаемые события в своем сочинении, а также отношения, которые должны сложиться между героями - это и есть сюжет литературного произведения. Элементом сюжета является эпизод. И. Чтение статьи учебника "Сюжет литературного произведения". Стратегия "Чтение с пометками". Г. После чтения статьи учебника выполняют задание"Перепутанные логические цепочки". Восстановить правильную последовательность событий сказки. 1. Иван в прекрасном городе. Превращение Марьи в цветок. Марья на свадьбе Ивана. Пирог. Возвращение в царство Берендея. 2. Свадьба Ивана да Марьи. 3. Бегство Ивана и Марьи. Погоня. Мудрость Марьи-царевны. 4. Царь Берендей и его жена. Колодец. Обещание царя. 5. Встреча царевича в лесу с "чудным стариком". Уход Ивана-царевича из дома. Встреча с Марьей-царевной. Подземное царство (мир мёртвых). Испытание Ивана Кощеем. Помощь Марьи. Проверка. Дескрипторы: -располагает основные события сказки в правильной последовательности; -выявляет ряд связанных между собой событий, составляющих основу содержания прочитанной сказки. Проверка. Правильный ответ вывести на интерактивную доску. Ф. Наблюдение учителя. Стратегия «Автобусная остановка» Деление класса на три группы по усмотрению учителя или учащихся На стенах класса развешаны портреты героев. 1 остановка: портрет царя Берендея, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике; 2 остановка: портрет Кощея, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике; 3 остановка: портрет Ивана-царевича, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике; 4 остановка: портрет Марья-царевны, назовите эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике; Группы останавливаются на остановках, дают характеристику данному персонажу и называют эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике. Учащиеся должны использовать в речи художественные средства выразительности. Критерии успеха: Учащийся достиг цели, если: Дает характеристику герою; Называет эпизод, где данный персонаж проявляет себя соответственно характеристике; Использует в речи художественные средства выразительности. Ф. Взаимооценивание и наблюдение учителя. К. Аналитическая работа "Дай характеристику героям"(приём "Толстые и тонкие вопросы").Ученикам предлагаются вопросы низкого и высокого мыслительного порядка. 1. Кто из героев сказки особенно дорог автору? Докажите это примерами из текста. 2. У кого из героев «Сказки о царе Берендее «огромные глаза горят, как два изумруда… вместо пальцев клешни… голос сиповатый»? 3. Кто из героев «был печален… днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью»? 4. Кто из персонажей сказки «рос не по дням - по часам; и сделался чудо-красавец… охотой в лесу» забавлялся? 5. «Снарядили как должно в путь Ивана-царевича…» Какие дары дали юному царевичу царь и царица? 6. Марья-царевна могла обернуться…? Какой облик могла принимать дочь Кощея? 7. Кто из героев говорит: «Я не хуже родом его… видали мы много этих бессмертных… Снимет он голову - черт с ним, с собакой! Какая мне нужда!»? Как этот небольшой монолог характеризует героя? 8. «Но у __________ граница его государства; Далее ж ________ скакать он никак не посмеет». Какие слова нужно вставить на месте пропусков? 9. «Что же случилось? С той самой минуты всё не по-старому стало в избушке; чудесное что-то начало деяться в ней». Так что же случилось? Перескажите эпизод. 10.Опишите Кощея. Найдите в тексте отрывок, где В.А.Жуковский описывает его. В чем совпадает ваше представление об этом сказочном герое, а чем отличается? Дескрипторы: -выбирает нужные фрагменты сказки; -характеризует героя; -дает развернутый ответ на вопрос; -пересказывает эпизод. Ф. Самооценивание. Наблюдение учителя. И. Изобразительно-выразительные средства языка. Наиболее подготовленные учащиеся, получившие заранее индивидуальное домашнее задание, расскажут в группах об изобразительных средствах, которые наиболее ярко проявляются в поэтике волшебной сказки: постоянных и красочных эпитетах, сравнениях, метафорах, олицетворениях, троекратных повторах, использовании уменьшительно - ласкательных суффиксов, гипербол. П. Выполнение теста на соотнесение. 1. «…младенец, прекрасный как светлый месяц, в пеленках колышется». А. Олицетво- рение 2. «Стыдливые очи» Метафора 3. «Я там был, там мед я и пиво пил; по усам текло, да в рот не попало» В. Зачин 4. «Лес же раскинулся вплоть до входа в Кощеево царство» Г. Эпитет 5. «Пустились стрелою» Д. Концовка 6. «Жил-был царь Берендей до колен борода» Е. Сравнение
Дескрипторы: -понимает значение терминов, умеет находить в тексте изобразительные средства; -соотносит использованные В.А. Жуковским в «Сказке о царе Берендее» изобразительно - выразительные средства языка, элементы сказочной композиции с соответствующим термином. Проверка. Правильный ответ вывести на интерактивную доску. Ф. Самооценивание. Устное высказывание. Наблюдение учителя. Творческая работа. Мини-сочинение. На кого из героев этой сказки ты хотел бы быть похожим? Почему? Дескрипторы : -выделяет важные для характеристики героя детали; -использует цитаты из сказки для подтверждения своих мыслей; -обосновывает свой выбор Подведение итогов урока. |
Слайды 1-2 http://festival.1september.ru/articles/534648/ стр.19 ФО Слайд 7 |
||||||
Конец урока |
Рефлексия «Высказывание по цепочке». Я узнал…; Я открыл для себя…; Я понял, что…; Меня удивило…; Я согласен /не согласен, что… Домашнее задание: Дать развернутый письменный ответ на вопрос: поучительной или увлекательной, на ваш взгляд, получилась сказка у В.А. Жуковского? Почему? Объясните свою позицию/свой вывод. Задание на дом: Вот и кончился урок. Критерии успеха Учащийся достиг цели, если: Пишет творческую работу; Дает оценку изученному произведению; Объясняет свою позицию; |
Слайд 8 Слайд 9 |
||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
||||||
Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру). Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. |
Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. |
Здоровьесберегающие технологии. Используемые физминутки и активные виды деятельности. Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке. |
||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
|||||||