Виды прав, их взаимосвязь (Пояснение к презентации)
1 слайд
Здравствуйте. Меня зовут Никулина В.А, преподаватель общественных дисциплин ТКСиТ высшей категории
2 слайд
Тема нашего урока: «Виды прав, их взаимосвязь»
3 слайд
Цель:
Изучить и проанализировать 2 раздел Конституции Республики Казахстан
Выделить виды прав, провести параллель взаимосвязи
Научиться распознавать права, обязанности, свободы и долг человека и гражданина
Развить правовую грамотность
4 слайд
Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии. Но так былоне всегда. Вспомните, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общество. Когда права человека зависели от его социального статуса. Тоталитарный режим Сталина жестко наказывал «врагов народа», «оттепель» Н.С.Хрущева строила психические больницы для инакомыслящих. И замечательное время современного мира, которое можно охарактеризовать словами Публий Корнелий Тацита: «На редкость счастливое время, когда можно думать то, что хочешь, и говорить, что думаешь». Запишите себе в тетрадь.
5 слайд
Говоря о правах человека, мы, конечно же, говорим об основном законе государства Конституции. Именно Конституция гарантирует права человека и гражданина, стоит на страже стабильности и мирного развития государства. Давайте вспомним знания о Конституции РК, полученные на прошлом занятии. Пройдите по ссылке https://drive.google.com/drive/my-drive, ответьте на 10 вопросов теста «Конституция». В вашем распоряжении 10 минут. Результаты теста вам будут известны сразу. Оценка идет в журнал.
6 слайд
Конституция гарантирует равенство прав и обязанностей человека и гражданина. Заметьте, мы всегда говорим два термина: «человек» и «гражданин». Чем же они различаются друг от друга? Дайте ответ в лекционных тетрадях. У вас 2 минуты.
«Человек» - любое лицо, проживающее на территории государства.
«Гражданин» - лицо, связанное с государством гражданским правоотношением, т.е. имеющее гражданство данного государства.
Права́ челове́ка — правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека.
Правоспосо́бность — установленная законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Правоспособность человек обладает с рождения.
Дееспосо́бность — это способность распоряжаться своими правами и нести обязанности. Предполагает осознанность действий субъекта. Полная дееспособность наступает по достижении совершеннолетия. Частичная – с 14 лет
7 слайд
Что такое права человека?
• права человекакасаются только взаимоотношений человека и власти;
• центральное понятиеправ человека - человеческое достоинство;
• права человека защищают не любые потребности человека, а те из них, которые связаны с поддержанием человеческого достоинства.
Принципы прав человека:
• универсальны - принадлежат всем людям во всех ситуациях;
• естественны - принадлежат людям от рождения;
• неотчуждаемы - нельзя произвольно лишить этих прав
8 слайд
Все права человека и гражданина нашей страны записаны в Конституции РК изащищены на государственном уровне судебной системой. Т.е. права одного человека ограничены правами другого.
А так же права закреплены и в международных документах
Всеобщая декларация прав человека (ООН, 10.12.1948г.)
Международный Пакт об экономических, социальных и культурных и культурных правах (ООН, 1996 г.)
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных видов обращения и наказания (ООН, 1984)
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950, ратифицирована Россией 5 мая 1998 г.)
Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948г.)
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975)
9 слайд
Рассмотрим классификацию прав человека.
Права человека в современной трактовке различаются:
- по времени возникновения (поколения прав человека);
- сферам активности (личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы).
По времени возникновения выделяют три поколения прав человека.
Первое поколение включает традиционные ценности классического либерализма — это личные (гражданские) права, которые олицетворили индивидуализм и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего данные права.
Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий, которые призывают государство ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать всем людям достойное существование. Значимую роль во втором поколении прав играют социальные, экономические, культурные права. Эго нашло отражение во Всеобщей декларации нрав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.
В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссии по поводу их природы, общепризнанными являются коллективные права (права солидарности) — на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых нрав индивида. Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности. Взаимодействие прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права не должны ущемлять права индивида.
Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:
- личные (гражданские);
- политические;
- социально-экономические, культурные.
10 слайд
- Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.
- Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.
- Социальные права - притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.
- Экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.
- Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом
11 слайд
Предлагаю проверить себя. Я показываю картинку, а вы записываете, какой это вид права
- Социальные, гражданские, личные --- защита социально уязвимых слоев населения
- Социальные ---право на социальное обеспечение
- Политические – право на свободу мирных собраний, митингов, шествий, демонстраций
- Культурные --- право на создание культурного достояния страны. Обязанность ----- охранять памятники культуры
- Экономические – право на свободное предпринимательство
- Гражданские - право на вступление в брак
12 слайд
Используя брошюру «Конституция РК» https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution, изучите 2 раздел «Человек и гражданин», заполните таблицу – 10 мин
На доске Padlet https://padlet.com/vikanatonik74/42alsa2an6p66zeq, вы найдете правильные ответы, сравните со своим заполнением таблицы. (Оценивается при работе в программе Zoom)
13 слайд
Логическое задание
Осуществление прав возможно в демократическом государстве, в котором источник власти по Конституции --- народ. Обратите внимание на иллюстрацию. Расставьте слова ---- ПРАВИТЕЛЬСТВО, НАРОД, ГОСУДАРСТВО, ВРЕМЯ--- на элементах картинки --- Море, Ветер, Корабль, Паруса--- так, чтобы подтвердить демократический режим государства
14 слайд
Не теряйте свое время. Каждый из вас уже заработал по одной оценке. Приступайте к выполнению домашнего задания.
15 слайд
Домашнее задание: 1. Прочитайте сказку «Муха-Цокотуха» 2. Укажите виды прав и нарушение закона
И помните: незнание законов не освобождает от ответственности!
16 слайд
Рефлексия
Используя https://jamboard.google.com/u/0/, оставьте свое впечатление об уроке, полученных знаниях, укажите вопросы, которые вы бы хотели разобрать.
https://jamboard.google.com/d/1LBnnhhy2zZwxF7ylOC2yPjj4c4DuriVR3fR-PVZ-cFI/edit?usp=sharing