В Послании Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» Новый политический курс состоявшегося государства» указывается, что развивающемуся казахстанскому обществу нужны современно образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Президент также отметил: «… в современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.»
«Чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света» — писал В.А.Сухомлинский, подчеркивая особую роль культурной составляющей педагога и преподавателя как в развитии способностей, наклонностей, талантов ученика, так и в системе образования в целом. К педагогической культуре учителя предъявляются высокие требования, одним из которых является функциональная грамотность.
Что такое функциональная грамотность?
Можно найти много определений в современной литературе. Однако все они сводятся к одному: в отличие от элементарной грамотности, как способности человека читать, понимать, составлять тексты и осуществлять арифметические действия, функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает, говоря словами В.А.Сухомлинского, «приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике».