ТЕМА: Имя прилагательное как часть речи и его основные грамматические признаки.
ЦЕЛЬ: повторить основные грамматические признаки имени прилагательного.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: - различение имен прилагательных по грамматическим признакам (значение, вопросы, изменение в роде числе и падеже);
- развитие внимания, памяти, речи, мышления, определение общих грамматических признаков прилагательных;
- умение видеть и передавать словами красоту родного края.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, листы оценивания, использование ИКТ.
ХОД УРОКА.
Стадия вызова:
1.Психологический настрой.
2.Работа с эпиграфом. Слайд №1.
Обучать народ- значит делать его лучше; просвещать народ-значит повышать его нравственность; делать его грамотным- значит цивилизовать его.
У.- Объясните, как вы понимаете смысл данного изречения.
-Для чего человеку нужно быть грамотным? Какой предмет помогает нам становится грамотными ? ( уроки русского языка)
-Чему учит нас урок русского языка?
Давайте проверим ваши знания.
3. Работа с предложением. Слайд №2
(В)умн..й б…сед.. ума прик…пить, а в глуп..й- и свой раст…рять.
- Вставьте пропущенные орфограммы и определите части речи.
- Объясни значение поговорки в рамках школьной жизни. ( Мы будем учиться, и становится умнее. Не будем вести ненужные разговоры в виде ссор, сплетен)
3.Разгадывание криптограммы Слайд 3.
-Чтобы узнать, с чем мы будем сегодня работать нужно отгадать криптограмму.
(выбирают русские буквы и читают слово «ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»)
П 2 S Р 9 И 4 Z Л А F Г 1 А W Т Е 5 Л V Ь 8 Х Н ORE
-Определите тему урока. Поставьте цели, которые вы хотите достичь на уроке.
4.Работа в группах. Прием «Банк слов» по категориям Слайд 4
Перед вами «Банк слов», который разделен на категории. Выберите все необходимые характеристики для прилагательного. ( работа в группах, зеленым карандашом)
вопросы |
Грамматические признаки |
Обозначает |
Роль в предложении |
Член предложения |
Кто |
род |
предмет |
подлежащее |
главный |
Что сделать |
число |
Действие предмета |
определение |
второстепенный |
Какой |
время |
указывает на предмет, но не называет его |
сказуемое |
|
Что |
лицо |
Признак предмета |
дополнение |
|
Что делать |
падеж |
обстоятельство |
||
Какая |
склонение |
|||
Какие |
спряжение |
|||
Чей, чья, чьё |
5. - ВЫВОД: ЧТО ТАКОЕ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?
1-2 учащихся озвучивают.
6. Слайд №5. Стадия осмысления. Работа по кластеру.
Назовите основные признаки прилагательного (род, число, падеж) , а каким образом мы определяем род число и падеж у прилагательных?
( ПО ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ, С КОТОРОМ ОНО СВЯЗАНО В ПРЕДЛОЖЕНИИ)
А ЕСЛИ МЫ ИЗМЕНЯЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПО ПАДЕЖАМ , ЧТО ИЗМЕНЯЕТСЯ У НЕГО? ( окончание)
В следующей работе, вы сможете проверить себя на сколько хорошо вы усвоили грамматические признаки прилагательного.
7. Работа с текстом. Слайд 6.
На небе светило солнце. Его лучи скользили по снегу и слепили глаза блеском. Казалось, снег посыпали порошком цвета. Нас очаровала красота дня.
Задание: прочитайте предложения , докажите, что это текст.
Тема: Зима. Основная мысль: Красота зимнего дня.
На что вы обратили внимание? ( Он не выразительный.)
Чего не хватает в этом тексте? ( В нём нет прилагательных)
Вывод: Без прилагательных текст не имеет красок и оттенков и он не выразительный.
На ________ небе светило __________ солнце. Его лучи скользили по____________ снегу и слепили глаза __________ блеском. Казалось, снег посыпали ____________ порошком __________ цвета. Нас очаровала красота ____________дня.
Слова для справок: яркий, чистый, зимний, холодный, розоватый, серебристый, солнечный.
Работа по заданию.
Слайд №7.Взаимопроверка по ключу.
Подсчет баллов.
8. Стадия рефлексии:
1.Тест игра «Да Нет»
1. Имя прилагательное –это часть речи, которая обозначает признак предмета?
2. Имя прилагательное является главным членом предложения.
3. Имя прилагательное это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?
4. Имена прилагательные связаны в роде, числе и падеже с именем существительным.
5. Имя прилагательное делает нашу речь яркой и выразительной.
Подведение итогов по ключу. Подсчет баллов и выставление оценок.
9.Итог урока:
а) МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО ВЫПОЛНЯТЬ ……………………………
б) Я БЫСТРО СПРАВИЛСЯ …………………………………………………..
в)У МЕНЯ ВЫЗВАЛО ЗАТРУДНЕНИЕ …………………………………..
г) Я ДОСТИГ(ЛА) ЦЕЛЕЙ , ПОСТАВЛЕННЫХ В НАЧАЛЕ УРОКА.