В Республике Казахстан проживают около 5 миллионов детей, т.е. почти треть населения страны. Поэтому перед государством стоит приоритетная задача – обеспечение социальных и правовых гарантий качества жизни детей.
Проблема детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-бродяжек стала чрезвычайно актуальной. Причинами этому являются: падение социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличение внебрачной рождаемости, снижение стабильности брака, алкогольная, зависимости родителей или законных представителей, увеличение среди сирот детей со сложными, комплексными видами отклонений, различными формами задержки психического развития, гиперактивностью, с трудностями в обучении и поведении, склонностью к бродяжничеству, девиантному поведению.
По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без контроля родителей, отличаются от ровесников, растущих в нормальных семьях. Темп развития замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше.
Дети младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, довольно часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления. Неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и качеством учебной деятельности, ее успешности.
Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой самостоятельно жить, сложностью во взаимоотношениях со взрослыми, проявление грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами поведения). Для них характерны отклонения в общении с взрослыми, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате своей ценности и ценности другого человека.
В педагогической науке социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состоянии выполнять необходимые социальные роли и функции, он имеет устойчивые связи с окружающими, у него есть навыки общественного сосуществования в данной среде.
Характеристика детей и подростков, попадающих в Центры адаптации несовершеннолетних показывает, насколько далеки они от такого состояния и насколько противоестественна была их прошлая жизнь. Это дети, как следствие, испытавшие широкий спектр негативных воздействий, что приводит к нарушению их развития, физического и психического здоровья, социального благополучия.
Такой ребенок: с неустойчивой психикой, не владеющий социально-бытовыми навыками, с деформированной системой ценностей и опытом общения с людьми не может в одночасье адаптироваться к нормальной жизни, не в состоянии сразу освоить систему требований и норм, на основе которых строится жизнь в Центре.
Самая первая задача всех, кто соприкасается с детьми и подростками, прибывшим в Центры, оказать ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни.
Адаптация подростка, принятие им новых принципов жизни, новых ценностей, в значительной степени зависит от того, насколько в Центре помогут ему осознать свою самоценность. Поэтому реабилитационная работа должна быть сориентирована на восстановление ребенка в правах, формировании у него уважения к самому себе, чувства собственного достоинства, уверенности в своих позитивных возможностях.
Этот процесс сложен, но цель достигается, если на нее работает целый комплекс факторов: теплая, приближенная к домашней среде эргономичная обстановка, дружелюбие окружающих, выражающая любовь к ребенку и веру в то, что он способен измениться к лучшему, персонифицированное внимание к его личности, а также, индивидуальная работа с семьей ребенка
Проблемы адаптации, реабилитации ребенка, попавшего в Центр адаптации, являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медицинских сестер, психолога, воспитателей, социальных педагогов и других специалистов. Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса и лечебных мероприятий. Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в результате помещения и нахождения ребенка в Центре. Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков
При поступлении детей в Центр, традиционным методам работы социального педагога в Центре, является беседа с ребенком. Конечно, без этого ни как не обойтись, ведь то, как разговаривает, как выражает свою мысль ребенок не мало важно знать педагогу. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения детей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир воспитанника, выявить причины тех или иных его поступков поведения, внутренних расстройств, переживаний.
Перед тем как начать разговор с ребенком социальный педагог изучает историю личного дела ребенка, прошлую жизнь ребенка. Затем при разговоре выясняет какое отношение у ребенка с родственниками (бабушками, дедушками, тетями, дядями, старшими братьями, сестрами), обговаривает его будущую взрослую жизнь, корректирует его негативное прогнозирование, акцентирует внимание ребенка на положительные черты характера. Разговор происходит спокойно, обговариваются все детали. Социальному педагогу необходимо выслушать все до мелочи и все то, что ребенок считает важным.
В ходе дальнейшей адаптационной работе с детьми проводятся анкетирование, тестирование и работа с рисунками. Так как многие дети слабо выражают свои эмоции, неохотно идут на контакт в силу своей необщительности, скромности, замкнутости. В данной работе прослеживается отношение детей к близким ему людей, окружающему миру и т.д..На каждого ребенка дошкольного и школьного возраста заводится индивидуальное портфолио. В нем ведутся записи по изменениям ребенка в лучшую сторону: поведение, привычки, навыки (умение разговаривать со взрослыми, поведение в общественном месте, правильно держать ручку, ложку, пользоваться средствами личной гигиены и т.д.).
Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем. Любой конфликт, вызванный внешними обстоятельствами, порождает не только социальную, но и личностную дезадаптацию, всякого рода невротические протесты и ожесточение, психологический дискомфорт не только самих родителей, но и детей. В этом случае наши сотрудники выступают своеобразными посредниками между родителями и детьми, находящимся в примерно одинаковой ситуации – острого кризиса, стресса, дискомфорта – и нуждающимися поэтому в помощи многих специалистов. И основная задача – помочь членам семьи осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, активизировать все имеющиеся ресурсы для решения данной проблемы посредством организации эффективной модели социально-реабилитационной работы
Социальным педагогом проводится работа с родителями и другими законными представителями воспитанников, сразу же подробно и в доступной форме сообщается информация о выполнении родительских обязанностей, дается контактная информация о специалистах Центра, специалистах отдела опеки и попечительства, в который они могут обратиться для получения консультативной, юридической и иной помощи. Родителей информируют о графике посещений ребенка с учетом режима дня детей. Постоянно, средством телефонной связи или при личных встречах, предоставляется подробная информация о состоянии здоровья детей, их развитии, достижениях и успехах. Так же, для поддержания детско-родительских отношений, родителям и другим законным представителям предоставляются фотографии детей с мероприятий. Принимаются меры и прилагались все усилия по сохранению детско-родительских отношений и возвращению детей в биологическую семью
Социально-педагогическая защита и поддержка детей в Центре проводится комплексно с участием всех структурных подразделений, что обеспечивает физическую, психическую и нравственно-психологическую безопасность воспитанника в условиях Центра; отстаивание его интересов и прав; создание материальных и нравственных условий для свободного развития его духовных и физических сил и коррекции имеющихся недостатков.
Самое главное качество для педагога это: доверять детям, верить в их возможности. Ведь кто как ни дети чувствуют как к ним относятся взрослые.