Технология критического мышления основана на творческом сотрудничестве обучающегося и учителя, на развитии у обучающихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск её решения. Использование технологии развития критического мышления позволяет формировать коммуникативные способности учащихся, умения самостоятельно работать и принимать ответственные решения, формировать навыки критического мышления, конструктивно подходить к решению задач и умения привлекать необходимую информацию для достижения поставленных целей.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Основная идея технологии критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи.
Однако, работая с учениками 5-х, 6-х, 7-х классов, сталкиваюсь с такими проблемами, что большинство учащихся практически не умеют классифицировать, обобщать информацию; испытывают затруднения при работе с текстом, как учебной статьи, так и дополнительного информационного материала к уроку. Многие из них не справляются с такими заданиями, как перевод информации из одной формы в другую, например, картографической (карта), графической (диаграмма, статистическая таблица) в текстовую.
Цель: - создание условий для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках географии, используя технологию критического мышления.
Задачи:
1. изучить научно - методическую литературу по данной теме;
2. познакомиться с практическим применением данной технологии на уроках географии;
3. разработать цикл уроков географии с использованием технологии развития критического мышления в 7 классах и провести апробацию уроков по данной технологии
4. разработать критерии и способы диагностики уровня развития мыслительных способностей учащихся;
Построение уроков проходит в три фазы: стадия вызова, осмысления и рефлексии.
Наиболее используемые мной приемы это:
Кластеры (гроздь), Инсерт (чтение с пометкой), Чтение с остановкой, Фишбоун , Таблица «З-Х-У», «Тонкие и толстые» вопросы, Синквейн, Эссе
Например, кластер и таблица «ЗХУ» применяю на стадии вызова, Фишбоун и Толстые и тонкие вопросы на стадии осмысления, Синквейн и мини-эссе на стадии рефлексии.