Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Формирование критического мышления на уроках математики

Формирование критического мышления на уроках математики

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Ирина Рыгина0617

Рыгина И.В.- учитель математики г. Семей, ВКО
Формирование навыков критического мышления на уроках математики
Критическое мышление означает концентрацию мышления в процессе решения задачи  на уроках математики. Критическое мышление используется в процессе рассуждения, формулировки выводов или решении проблемы, то есть каждый раз, когда требуется установить, чему верить, что делать и как делать это разумным и рефлексивным способом.
Критическое мышление иногда представляют в виде «мышления о мышлении». То есть ученики не просто отвечают на поставленные вопросы, а рассуждают и в ходе рассуждений предлагают альтернативные ответы и в заключении могут объяснить: как они пришли к своему умозаключению, как сделали вывод. Современный урок, построенный на принципах критического мышления, требует от учителя умелой организации деятельности учащихся, чтобы они сами предлагали способы решения поставленной проблемы, умели находить самостоятельно решение и делать правильный логический вывод. 
Основы критического мышления прослеживаются за 2500лет назад. Известны вопросы Сократа, которые побуждают учащихся к поиску решения проблемы. В ХХ веке данная проблема находилась в центре внимания Франкфуртской школы критической социальной теории. Джон Дьюи писал о том, что направленность образовательной программы на формирование навыков у учеников, обеспечивала бы эффективность не только ученикам, но и обществу и всему демократическому устройству.
Эдвард Глейзер (1941) предположил, что способность к критическому мышлению состоит из  трех элементов:
1) Осуществление мыслительного процесса при решении проблем и вопросов, которые входят в диапазон формирования своего опыта.
2) Знание методов логического исследования и рассуждения.
3) Практические навыки в применении данных методов.
Эти три элемента всегда используются на уроках математики для формирования критического мышления. 
Например, на уроке алгебры учащиеся решали задачу на нахождение количества блоков для ограждения прямоугольного участка земли. Некоторые учащиеся решали задачу по формулам А в ответе написали: 48 яблок, вместо  блоков. То есть они забыли, о чем шла речь в задаче? И написали ответ машинально. Учителю нужно детям объяснять незнакомые слова, термины и понятия: блоки, электрификация, производительность труда и т.д. 
Ребят еще в начальной школе нужно учить логическим рассуждениям. Например, если первая величина больше второй, а вторая величина больше третьей, то первая больше, чем третья.  Если а больше чем b, то b меньше чем а. Логические задачи и вопросы, задачи на доказательства будут способствовать развитию у учащихся логического мышления, умению делать правильные выводы. Следует обучать учащихся применения знаний на практике. Мало знать правило, формулу и закон, следует учить применять эти факты для решения различных практических задач, связанных с повседневной жизнью. 
Следует учитывать аспекты и компоненты критического мышления, шире использовать Таксономию Блума  при составлении заданий и вопросов.
Литература:
Руководство для учителя 2 уровня.www.cpm.kz

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты