Рыгина И.В.- учитель математики г. Семей, ВКО
Формирование навыков критического мышления на уроках математики
Критическое мышление означает концентрацию мышления в процессе решения задачи на уроках математики. Критическое мышление используется в процессе рассуждения, формулировки выводов или решении проблемы, то есть каждый раз, когда требуется установить, чему верить, что делать и как делать это разумным и рефлексивным способом.
Критическое мышление иногда представляют в виде «мышления о мышлении». То есть ученики не просто отвечают на поставленные вопросы, а рассуждают и в ходе рассуждений предлагают альтернативные ответы и в заключении могут объяснить: как они пришли к своему умозаключению, как сделали вывод. Современный урок, построенный на принципах критического мышления, требует от учителя умелой организации деятельности учащихся, чтобы они сами предлагали способы решения поставленной проблемы, умели находить самостоятельно решение и делать правильный логический вывод.
Основы критического мышления прослеживаются за 2500лет назад. Известны вопросы Сократа, которые побуждают учащихся к поиску решения проблемы. В ХХ веке данная проблема находилась в центре внимания Франкфуртской школы критической социальной теории. Джон Дьюи писал о том, что направленность образовательной программы на формирование навыков у учеников, обеспечивала бы эффективность не только ученикам, но и обществу и всему демократическому устройству.
Эдвард Глейзер (1941) предположил, что способность к критическому мышлению состоит из трех элементов:
1) Осуществление мыслительного процесса при решении проблем и вопросов, которые входят в диапазон формирования своего опыта.
2) Знание методов логического исследования и рассуждения.
3) Практические навыки в применении данных методов.
Эти три элемента всегда используются на уроках математики для формирования критического мышления.
Например, на уроке алгебры учащиеся решали задачу на нахождение количества блоков для ограждения прямоугольного участка земли. Некоторые учащиеся решали задачу по формулам А в ответе написали: 48 яблок, вместо блоков. То есть они забыли, о чем шла речь в задаче? И написали ответ машинально. Учителю нужно детям объяснять незнакомые слова, термины и понятия: блоки, электрификация, производительность труда и т.д.
Ребят еще в начальной школе нужно учить логическим рассуждениям. Например, если первая величина больше второй, а вторая величина больше третьей, то первая больше, чем третья. Если а больше чем b, то b меньше чем а. Логические задачи и вопросы, задачи на доказательства будут способствовать развитию у учащихся логического мышления, умению делать правильные выводы. Следует обучать учащихся применения знаний на практике. Мало знать правило, формулу и закон, следует учить применять эти факты для решения различных практических задач, связанных с повседневной жизнью.
Следует учитывать аспекты и компоненты критического мышления, шире использовать Таксономию Блума при составлении заданий и вопросов.
Литература:
Руководство для учителя 2 уровня.www.cpm.kz
Формирование критического мышления на уроках математики
Полная версия материала