Тема: «Старинные меры массы»Цели: исследовать старинные меры массы, развивать познавательные и творческие способности, повышать познавательную мотивацию
Ход занятия:
- Психологический настрой:
- Разминка: Игра «Математический десант»
- Формулирование темы: разгадывание ребуса (масса)
Повторение единиц измерения массы. Чем можно измерить массу? Весы — один из древнейших приборов. Они возникли и совершенствовались с развитием торговли, производства и науки.
В Древнем Египте около 5 тысяч лет назад люди уже умели взвешивать.
– Какие весы вы знаете?
Посмотрите, какие виды весов существуют.
4.Исследовательская работа: Класс делится на группы с помощью разноцветных карточек. Каждая группа получает текст, нужно найти и выбрать нужную информацию. Рассказы учащихся.
1 группа: Фунт
2 группа: Берковец
3 группа: золотник
В древней Руси единицей массы гривна служила одновременно и денежной единицей. Фунт (гривна) равнялся 32 лотам, 96 золотникам, в современном исчислении 410 г.
Слово «фунт», как и «пуд», происходит от латинского корня и обозначает «вес», «тяжесть».
Более крупной единицей массы был пуд, равный 40 фунтам или 16 кг.
Берковец - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д. Берковец - от названия острова Бьерк. Так на Руси называлась мера веса в 10 пудов, как раз стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на этот самый остров. (164 кг).
Золотник равнялся 1/96 части фунта, в современном исчислении 4 г. Предполагается, что оно происходит от слова златник- названия монеты. Служил единицей веса драгоценных металлов и камней. Про него говорили: «мал золотник да дорог». Это слово первоначально обозначало золотую монету.
Лот старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 13 граммам.
Доля самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная половине грамма.
6. Физкультинутка:
Дружно с вами мы считали
И про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали
Свои косточки размяли.
На счет «раз» кулак сожмем.
На счет «два» в локтях сожмем.
На счет «три» – прижмем к плечам.
На четыре – к небесам.
Хорошо прогнулись
И друг другу улыбнулись.
7.Самостоятельная работа:
1ц – 34кг=
23кг + 46кг=
6ц – 1ц34кг=
83кг - 46кг=
33кг - 16кг=
23кг - 15кг=
87кг -35 кг
44 г+55 г
Рефлексия «Весы» (рисуют на полях)
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Зелёные весы- было всё понятно и интересно.
Жёлтые весы- интересно, но не понятно
Красные весы- урок не понравился