ТЦУ: 1) раскрыть созидательную роль кочевников в материальной культуре; уточнить знания учащихся о формах скотоводства; доказать на основе фактов, что в древнем государстве существовалигосударственные объединения; охарактеризовать систему общественного устройства кочевников; познакомить с особенностями военного дела кочевников;
2) учить работать в парах, совместно создавать картину исторических явлений; способствовать самостоятельной творческойреализации замысла, нацеливая на поискнескольких вариантов решенияодной задачи; способствовать построениюлогически правильных суждений и умозаключений;
3) способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию интереса к предмету; формировать функциональную грамотность.
СО: 1). Жолдасбаев С. и др. История Казахстана. Учебник для учащихся 10 класса ЕМН. – Алматы, «Мектеп», 2006.
2). Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы.,2000
3). Козыбаев М. Казахстан на рубеже веков. - Алматы, Комплекс, 2000.
4). Карта «Казахстан в древности».
5). Технологическая карта на каждого учащегося.
МО: частично-поисковый, алгоритмический, метод рассуждения, работа в парах, работа в группах.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-практикум.
План урока:
I. Оргмомент. Мотивация учащихся:
Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана. До сих пор мы имели дело с обоснованием их права на существование в историческом летописании. Благодаря усилиям отечественных исследователей М. К. Козыбаева, К. М. Байпакова, К. А. Акишева, И. Н. Тасмагамбетова и ряда известных историков, археологов, этнографов, в целом обществоведов, к настоящему времени создана цельная концепция существования на территории Казахстана степной цивилизации кочевников.
Особое место среди работ, посвященных рассматриваемой темезанимают труды Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. В частности, в работе «В потоке истории» он рассматривает казахскую степь как часть «Великого тюркского эля». И в этом заложен большой смысл. По сути, пояс степей и пустынь Казахстана действительно представлял собой родину великих кочевых государств и империй древности.«Именно на территории нынешнего Казахстана и сопредельных с ним регионов возникли различные культуры, которые оказали едва ли не определяющее влияние на развитие многих народов мира».
Сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал, изученный в 6-7 классах, и попробуем осмыслить его на более высоком уровне, какая-то информация для вас окажется новой. Через некоторое время вам предстоит поступать в вузы и колледжи, где с источниками придётся зачастую работать самостоятельно и пригодятся ваши умения и навыки, полученные в школе.
На уроке вы должны освоить различные техники чтения. Работать с текстом учебника мы будем в парах. У каждого из вас есть «Технологическая карта», которую необходимо заполнить по ходу выполнения заданий. Каждое задание сопровождается инструкцией.
II. Изучение новой темы:
1. Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане.
- упражнение «Самое главное»:
1) быстро и внимательно прочитать текст, придумать одно наиболее
подходящее слово, характеризующее данный текст – всего ОДНО СЛОВО!
2) охарактеризовать текст ОДНОЙ ФРАЗОЙ;
3) найти СЕКРЕТ, без которого данный текст лишается смысла;
4) обсудить и выбрать самый точный ответ.
информация для учителя:
I период – оседлое скотоводство и земледелие
II период -одомашнивание животных, полукочевое скотоводство
III период – кочевое скотоводство
- Развитие кочевого скотоводства.
класс делится на 4 группы «введение», «основная часть», «заключение», «дополнение»; группа «дополнение» задаёт вопросы по тексту
- упражнение «Части текста»:
- прочитать текст раздела;
- пересказать основное содержание своей части текста;
- ответить на вопросы.
- Появление кочевой цивилизации в Казахстане.
- упражнение «Составь текст»:
1) прочитать текст раздела и написать вопрос на листочке, отдать учителю;
2) вытащить один из листочков и ответить на вопрос;
3) выстроиться в таком порядке, в каком идёт текст.
- Общественный строй.
- упражнение «Заметки на полях»:
1) прочитать текст раздела, по ходу чтения делать заметки (символы, значки, схемы); они должны быть оригинальными, интересными и привлекательными;
2) заполнить схему «Общественный строй кочевников»
- Военное дело кочевников.
- упражнение «Пойми меня»:
1) прочитать пункт параграфа «по диагонали»;
2) закрыть учебник и по памяти написать не более 10 ключевых слов, отражающих смысл текста;
2) сравнить с ключевыми словами учителя, подсчитать количество совпавших ответов.
информация для учителя:
1. необходимость военной подготовки
2. военные традиции скифов
3. особые кавалерийские части у саков
4. тяжёлая конница
5. отравленные стрелы
6. 5 видов оружия
7. структура войска
8. тактика ведения боя
9. ставка хана, знамя
Вывод: Будучи создателями основ цивилизации, оригинальной геополитики и идеологии своего времени, обитатели Великой степи вольно обитали и приумножали славу на огромных географических и культурных просторах. Как отмечал академик М. К. Козыбаев: «И постепенно в те далекие времена саки, гунны, кангюи, усуни, дулаты, аргыны, алшыны, жалаиры, кимаки-огузы, кыпчаки, кыргызы, карлуки и другие родственные им роды и племена составили основу будущего казахского этноса. Они сумели сохранить свою самобытность, несмотря на переселение в степь персов, арабов, тунгусских племен жужанов (аваров) и других народов... Но столь же глупо забывать о величии Азии. Мы несколько склонны увлекатьсяблеском Европы и забывать о прошлом. Следует помнить, что именно Азия далавеликих идейных вождей, которые, возможно, оказали на мир большое влияние,чем кто-либо другой или что-либо другое, где бы то ни было. Азия дала великихоснователей главных религий. Христос, Мухаммед, великие китайские философыКонфуций и Лао-цзы - можно было бы заполнить целые страницы именами великих мыслителей Азии. Можно заполнить также целые страницы именами великих деятелей Азии. Я мог бы показать тебе, насколько великим и жизнеспособным и во многих других отношениях был наш древний континент в прошлом»
III. Закрепление:
- Когда появилась кочевая цивилизация?
- Перечислите периоды в развитии скотоводства.
- Какие формы скотоводства существовали у кочевников?
- Что послужило причиной возникновения кочевого скотоводства?
- Как можно доказать, что в древнем Казахстанесуществовали государственные объединения?
- Что представляла собой система военного руководства?
- Назовите виды вооружения кочевников.
IV. Домашнее задание: § 13, составить тесты 5-ю вариантами ответов.
Технологическая карта. 10 класс.
Тема:«Появление в Казахстане кочевой цивилизации и её развитие».
Цели:
1). Познакомиться с созидательной ролью кочевников в материальной культуре, периодами развития и формами; доказать на основе фактов, что в древнем государстве существовалигосударственные объединения; охарактеризовать систему общественного устройства кочевников; познакомиться с особенностямивоенного дела кочевников.
2). Закрепитьумения работы с текстом, выделять основную мысль и ключевые слова, составлять схемы.
Раздел параграфа |
Инструкция |
Выполнение заданий |
||||||||||||||||||||||
1. Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане |
- упражнение «Самое главное»: 1) быстро и внимательно прочитать текст, придумать одно наиболее подходящее слово, характеризующее данный текст – всего ОДНО СЛОВО! 2) охарактеризовать текст ОДНОЙ ФРАЗОЙ; 3) найти СЕКРЕТ, без которого данный текст лишается смысла; 4) обсудить и выбрать самый точный ответ. |
1. Слово: ______________________________ 2. Фраза: _____________________________________ 3. «Секрет»: ____________________________________ |
||||||||||||||||||||||
2. Развитие кочевого скотоводства |
- упражнение «Части текста»: 1)прочитать текст раздела; 2)пересказать основное содержание своей части текста; 3)ответить на вопросы. |
Общественный строй.
Факты, доказывающие существование в древнем Казахстане государственных объединений: 1. _____________________________________________ 2. ______________________________________________ 3. _____________________________________________ |
||||||||||||||||||||||
3. Появление кочевой цивилизации в Казахстане |
- упражнение «Составь текст»: 1) прочитать текст раздела и написать вопрос на листочке, отдать учителю; 2) вытащить один из листочков и ответить на вопрос; 3) выстроиться в таком порядке, в каком идёт текст. |
|||||||||||||||||||||||
4. Общественный строй |
- упражнение «Заметки на полях»: 1) прочитать текст раздела, по ходу чтения делать заметки (символы, значки, схемы); они должны быть оригинальными, интересными и привлекательными; 2) заполнить схему «Общественный строй кочевников» |
|||||||||||||||||||||||
5.Военное дело кочевников |
- упражнение «Пойми меня»: 1) прочитать пункт параграфа «по диагонали»; 2) закрыть учебник и по памяти написать не более 10 ключевых слов, отражающих смысл текста; 2) сравнить с ключевыми словами учителя, подсчитать количество совпавших ответов. |
|