Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Появление кочевой цивилизации и её развитие

Появление кочевой цивилизации и её развитие

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Кенжигали01 069

ТЦУ:  1) раскрыть созидательную роль кочевников в материальной культуре; уточнить знания учащихся о формах скотоводства; доказать на основе фактов, что в древнем государстве  существовалигосударственные объединения; охарактеризовать систему общественного устройства кочевников; познакомить с особенностями  военного дела кочевников;

2) учить работать в парах, совместно создавать картину исторических явлений; способствовать  самостоятельной  творческойреализации замысла, нацеливая на поискнескольких  вариантов  решенияодной задачи; способствовать построениюлогически правильных  суждений и умозаключений;

3) способствовать  воспитанию патриотических чувств, формированию интереса к предмету; формировать функциональную грамотность.

СО: 1). Жолдасбаев С. и др. История Казахстана. Учебник для учащихся 10 класса ЕМН. – Алматы, «Мектеп», 2006.

            2). Назарбаев Н.А. В потоке истории. – Алматы.,2000

            3). Козыбаев М. Казахстан на рубеже веков. - Алматы, Комплекс, 2000.

            4). Карта «Казахстан в древности».

            5). Технологическая карта на каждого учащегося.

МО: частично-поисковый, алгоритмический, метод рассуждения, работа в парах, работа в группах.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-практикум.

План урока:

I. Оргмомент. Мотивация учащихся:

            Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана. До сих пор мы имели дело с обоснованием их права на существование в историческом летописании. Благодаря усилиям отечественных исследователей М. К. Ко­зыбаева, К. М. Байпакова, К. А. Акишева, И. Н. Тасмагам­бе­това и ряда известных историков, археологов, этнографов, в целом обществоведов, к настоящему времени создана цельная концепция существования на территории Казахстана степной цивилизации кочевников.

            Особое место среди работ, посвященных рассматриваемой темезанимают труды Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева. В частности, в работе «В потоке истории» он рассматривает казахскую степь как часть «Великого тюркского эля». И в этом заложен большой смысл. По сути, пояс степей и пус­тынь Казахстана действительно представлял собой родину великих кочевых государ­ств и империй древности.«Именно на территории нынешнего Казах­стана и сопредельных с ним регионов возникли различные культуры, которые оказали едва ли не определяющее влияние на развитие многих народов мира».

            Сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал, изученный в 6-7 классах, и попробуем осмыслить его на более высоком уровне, какая-то информация для вас окажется новой. Через некоторое время вам предстоит поступать в вузы и колледжи, где с источниками придётся зачастую работать самостоятельно и пригодятся ваши умения и навыки, полученные в школе. 

На уроке вы должны освоить различные техники чтения. Работать с текстом учебника мы будем в парах. У каждого из вас есть «Технологическая карта», которую необходимо заполнить по ходу выполнения заданий. Каждое задание сопровождается инструкцией.

II.  Изучение новой темы:

1. Древние скотоводы и земледельцы  в Казахстане.

              - упражнение «Самое главное»:

                          1) быстро и внимательно прочитать текст, придумать одно наиболее 

подходящее слово, характеризующее  данный текст – всего ОДНО СЛОВО!

                         2) охарактеризовать текст ОДНОЙ ФРАЗОЙ;

                         3) найти СЕКРЕТ, без которого  данный текст лишается смысла;

                         4) обсудить и выбрать самый точный ответ.

              информация для учителя: 

              I период – оседлое скотоводство и земледелие

II период -одомашнивание животных, полукочевое скотоводство

III период – кочевое скотоводство

  1. Развитие кочевого скотоводства.

класс делится на 4 группы «введение», «основная часть», «заключение», «дополнение»; группа «дополнение» задаёт вопросы по тексту

- упражнение «Части текста»:

            

  1. прочитать текст раздела;
  2. пересказать основное содержание своей части текста;
  3. ответить на вопросы.

  1. Появление кочевой цивилизации в Казахстане.

- упражнение «Составь текст»:

            1) прочитать текст раздела и написать вопрос на листочке, отдать учителю;

            2) вытащить один из листочков и ответить на вопрос;

            3) выстроиться в таком порядке, в каком идёт текст.

  1. Общественный строй.

- упражнение «Заметки на полях»:

            1) прочитать текст раздела, по ходу чтения делать заметки (символы, значки, схемы); они должны быть оригинальными, интересными и привлекательными;

            2) заполнить схему «Общественный строй кочевников»

  1. Военное дело кочевников.

- упражнение «Пойми меня»:

        1) прочитать пункт параграфа «по диагонали»;

2) закрыть учебник и по памяти  написать не более 10 ключевых слов, отражающих смысл текста;

        2) сравнить с ключевыми словами учителя, подсчитать количество совпавших ответов.

информация для учителя:

        1.  необходимость военной подготовки

        2.  военные традиции скифов

        3.  особые кавалерийские части у саков

        4.  тяжёлая конница

        5.  отравленные стрелы

        6.  5 видов оружия

        7.  структура войска

        8.  тактика ведения боя

        9.  ставка хана, знамя

Вывод: Будучи создателями основ цивилизации, оригинальной геополитики и идеологии своего времени, обитатели Великой степи вольно обитали и приумножали славу на огромных географических и культурных просторах. Как отмечал академик М. К. Козыбаев: «И постепенно в те далекие времена саки, гунны, кангюи, усуни, дулаты, аргыны, алшыны, жалаиры, кимаки-огузы, кыпчаки, кыргызы, карлуки и другие родственные им роды и племена составили основу будущего казахского этноса. Они сумели сохранить свою самобытность, несмотря на переселение в степь персов, арабов, тунгусских племен жужанов (аваров) и других народов... Но столь же глупо забывать о величии Азии. Мы несколько склонны увлекатьсяблеском Европы и забывать о прошлом. Сле­дует помнить, что именно Азия далавеликих идейных вождей, которые, возможно, оказали на мир большое влияние,чем кто-либо другой или что-либо другое, где бы то ни было. Азия дала великихоснователей главных религий. Христос, Мухаммед, вели­кие китайские философыКонфуций и Лао-цзы - можно было бы заполнить целые страницы именами великих мыслителей Азии. Можно заполнить также целые страницы именами великих деяте­лей Азии. Я мог бы показать тебе, насколько великим и жизне­способным и во многих других отношениях был наш древний кон­тинент в прошлом»

III.  Закрепление:

  1. Когда появилась кочевая цивилизация?
  2. Перечислите периоды  в развитии скотоводства.
  3. Какие формы скотоводства  существовали у кочевников?
  4. Что послужило причиной возникновения  кочевого скотоводства?
  5. Как можно доказать, что в древнем Казахстанесуществовали  государственные объединения?
  6. Что представляла собой система военного руководства?
  7. Назовите виды вооружения  кочевников. 

IV.  Домашнее задание:  § 13, составить тесты 5-ю вариантами ответов.

Технологическая карта.                                      10 класс.

Тема:«Появление в Казахстане кочевой цивилизации и её развитие».

Цели:

1).  Познакомиться с созидательной ролью кочевников в материальной культуре, периодами развития и формами; доказать на основе фактов, что в древнем государстве  существовалигосударственные объединения; охарактеризовать систему общественного устройства кочевников; познакомиться с особенностямивоенного дела кочевников.

2).  Закрепитьумения  работы с текстом, выделять основную мысль и ключевые слова, составлять схемы.

Раздел параграфа

Инструкция

Выполнение заданий

1. Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане

- упражнение «Самое главное»:

1) быстро и внимательно прочитать текст, придумать одно наиболее подходящее слово, характеризующее  данный текст – всего ОДНО СЛОВО!

2) охарактеризовать текст ОДНОЙ ФРАЗОЙ;

3) найти СЕКРЕТ, без которого  данный текст лишается смысла;

4) обсудить и выбрать самый точный ответ.

1.  Слово: ______________________________

2.  Фраза:  _____________________________________

3.  «Секрет»: ____________________________________

2. Развитие кочевого скотоводства

- упражнение

«Части текста»:

1)прочитать текст раздела;

2)пересказать основное содержание своей части текста;

3)ответить на вопросы.

Общественный строй.

 

 

 
 

Факты, доказывающие существование в древнем Казахстане государственных объединений:

1. _____________________________________________

2. ______________________________________________

3.  _____________________________________________

3. Появление кочевой цивилизации в Казахстане

- упражнение

«Составь текст»:

1) прочитать текст раздела и написать вопрос на листочке, отдать учителю;

2) вытащить один из листочков и ответить на вопрос;

3) выстроиться в таком порядке, в каком идёт текст.

4. Общественный строй

- упражнение

«Заметки на полях»:

1) прочитать текст раздела, по ходу чтения делать заметки (символы, значки, схемы); они должны быть оригинальными, интересными и привлекательными;

2) заполнить схему «Общественный строй кочевников»

5.Военное дело кочевников

- упражнение

«Пойми меня»:

1) прочитать пункт параграфа «по диагонали»;

2) закрыть учебник и по памяти  написать не более 10 ключевых слов, отражающих смысл текста;

2) сравнить с ключевыми словами учителя, подсчитать количество совпавших ответов.

ключевые слова

совпадения

1.  

2.  

3.  

4.  

5.  

6.  

7.  

8.  

9.  

10.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты