Актуальность данной темы заключается в том, что современные требования к дошкольному образованию предполагают - внимание педагогов должно акцентироваться на формировании самостоятельной, творческой личности и развитии её, как активного субъекта в жизни и деятельности. В педагогике назрело решение проблемы перехода от модели, которая обеспечивает «готовые знания» к более продуктивной модели ориентированной на активизацию познавательной деятельности.
В исследованиях современных ученых педагогов: Л.А. Венгер, С.А. Лебедевой и других доказано, что одним из ведущих средств развития познавательной деятельности является - моделирование. Однако, в дошкольных учреждениях еще не достаточно полно используется дидактический потенциал моделирования в целях развития познавательной активности, отсутствует системность и не всегда учитываются индивидуальные особенности детей.
Развитие познавательной активности средствами наглядного моделировании будет успешным, если педагоги будут осуществлять дифференцированный подход:
- Организацию обучения детей наглядному моделированию на основе уровневой дифференциации.
- Учет уровней познавательной активности в отборе содержания, методов и приемов обучения наглядному моделированию.
- Обогащение предметно - развивающей среды материалами для наглядного моделирования.
Показателями познавательной активности у детей дошкольников можно считать:
- познавательные вопросы;
- устойчивость интереса к решению познавательных задач;
- инициативность в поиске способов решения познавательных задач;
- эмоционально - позитивное отношение к познавательной задаче и её решению;
- проявление самостоятельности и настойчивости.
Развитие познавательной активности детей дошкольников определяется уровнем владения способами наглядного моделирования:
- использование предметов заменителей и предметно-схематических моделей;
- использование условных графических моделей-символов;
- создание моделей-символов, которые обозначают свойства, качества и объекты.
Наглядное моделирование позволяет детям успешно усваивать знания об разных объектах и их свойствах, их структуре.
Начиная использовать и создавать модели - символы, схемы, планы ребенок становится более активным в познании окружающего мира.
Наглядное моделирование включает в себя:
- опорные схемы;
- мнемотаблицы;
- ТРИЗ;
- Занимательный алгоритм;