В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Одним из эффективных средств развития речевых способностей у дошкольников является обобщение и систематизация опыта педагогических инноваций при применении игровых технологий.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровые технологии речевого развития, используемые в работе с детьми дошкольного возраста:
- Подвижные игры с текстами.
- Сюжетно-ролевые игры
- Настольно-печатные и дидактические игры
- Игры-драматизации, игры-манипуляции
- Пальчиковые игры и гимнастики
- Театрализованные игры
Подвижные игры с текстами – игры нередко сопровождаются стихами и песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Воспитатель читает, поёт песенки, стихотворный текст продолжают дети, проговаривая слова песенки, стихотворения. Движения с отдельным проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития речи детей младшего дошкольного возраста. Постоянное общение со взрослым доставляет детям радость и приносит большую пользу, развивая их речь и воображение. Во время совместных действий нужно стремиться вызвать детей на речевой контакт. Полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально воспитатель сам проговаривает и проделывает движения, соответствующие тексту. В таких играх, как «Сидит зайка», «Кот и мыши», «Курочка-хохлаточка» от детей требуется соразмерение темпа движения с речью, что положительно влияет на речевое развитие дошкольников.
Сюжетно - ролевые игры
В процессе сюжетно-ролевой игры дети очень любят перевоплощаться в продавцов, докторов, почтальонов и т. д. Игры в семью, в детский сад, парикмахерскую, магазин. В ходе такой игровой деятельности у детей развивается диалогическая и монологическая речь. В ходе таких игр дети учатся договариваться о распределении ролей.
Роль педагога в любой игре – это создание условий для нее, оказание помощи, опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.
Настольно-печатные и дидактические игры - это форма обучаемого воздействия педагогов на ребёнка. Дидактические игры проводятся со всей группой, с подгруппой, индивидуально. В таких играх, как «Оденем куклу на прогулку», « Уложим куклу обедом» участвуют все дети. В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию. Дидактические игры « Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», « Угадай, что я делаю, «Скажи, что звучит», направлены на развитие фонематического слуха, тренировку звукоподражания. Ход игры педагогу следует строить таким образом, чтобы он содержал образцы речевого поведения
Игры – драматизации. Важно научить детей не только научить не только говорить текст от лица того или иного персонажа, но и изображать этот персонаж мимикой, жестами, движениями. Драматизации активизируют словарный запас, являются эффективным средством совершенствования грамматического строя речи.
Игры - манипуляции- Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Такие как « Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока».
Пальчиковые игры и гимнастики
Пальчиковая гимнастика включается в режим дня. Дети учатся играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками: «Этот пальчик хочет спать», «Здравствуй солнце золотое». Перед обедом когда дети ожидают приглашение к столу. Детям нравится показывать «театр в руке». На прогулке, после наблюдений за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить дом, скворечник, кошку, собаку, дерево.
Пальчиковая гимнастика проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи и основных психических процессов, а также коммуникативности.
В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать речь других и свою собственную. Развивается слуховое внимание, отражать интонацию героев, темп, ритм, если используется музыкальное сопровождение, подстраиваются под ритм, темп. Развивается интонационная выразительность, плавность речи, дети запоминают и воспроизводят тексты инсценировок, обогащается пассивный и активный словарь. Тематика таких игр может быть разнообразной: сказки, игрушки, сценки из жизни животных и т. д.
Результативность в процессе речевого развития с использованием игровых технологий
- Наблюдение положительной динамики речевого развития
- Обогащение, и активизация словаря
- Целенаправленное развитие речи как средства общения
- Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
Таким образом, использование игровых технологий является эффективным средством речевого развития дошкольников