Юсина Ирина Ахдаровна
Учитель начальных классов
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №1 им. А.Н. Ёлгина»
Павлодарская область, район Тереңкөл, село Теренколь
Развитие связной речи при работе с текстом с
использованием приёмов критического мышления.
Речь – зеркало культуры и образованности. По речи можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития. Активный словарь детей растёт медленно. Исследователи детской речи отмечают, что словарь учащихся начальных классов беден. Развивая речь ребёнка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления
Главная роль при работе над развитием связной речи отводится тексту. Работа с текстами на уроках литературного чтения, русского языка будет наиболее эффективной, если использовать методы и приёмы критического мышления, которые будут способствовать формированию следующих умений: умение ставить вопросы, умение выделить главное, умение делать сравнение, умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения, умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом.
В своей работе систематически использую такие методы и приёмы критического мышления как: составление «Ассоциативной карты» по заданной теме; кластеры: выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди; рассказ-предположение по ключевым словам; «Направленное чтение; написание синквейна; сводная таблица: «Плюс. Минус. Интересно; «Мозговой штурм»; «Дискуссионная карта»; «Инсерт» или «Чтение с пометами»; «Дерево предсказаний».
Используя такие приёмы, я помогаю ученикам наиболее продуктивно использовать текст, как источник информации. Конечно, это не весь перечень, используемых мной приёмов К.М., но все они дают возможность ребёнку при работе с текстом проявить творчество; способность к межличностному взаимодействию; совершенствуют речевые навыки.
Работая по теме своего исследования необходимо было отследить результативность внедрения преобразований. Для этого были проведены входная и контрольная диагностика уровня развития речи, уровня сформированности навыков грамотности чтения и ассоциативного мышления. Все эти параметры влияют на развитие речи младшего школьника.
По методике «Начинаем охоту за словами был выявлен уровень развития речи и ассоциативного мышления. Я смогла определить, насколько быстро дети подбирают подходящие по смыслу слова.