«Ученическое самоуправление: ориентиры, практика, опыт»
Единым центром поддержки и развития ученического самоуправления и ЕДЮО «Жас Ұлан» города Семей является Дворец творчества детей и молодежи. При Дворце действует методическое объединение вожатых школ города, руководителем которого я являюсь уже более 10 лет. Созданы городские Советы президентов школьного парламента и ұланбасы школьных комитетов «Жас Ұлан».
С начала 2021 года во всех школах Республики внедряется проект Министерства образования и науки «Концепции развития органов самоуправления обучающихся «Школьный / студенческий парламент» в организациях образования Республики Казахстан». По инициативе отдела образования и с целью анализа существующего состояния ученического самоуправления в школах города в апреле этого года был проведен онлайн смотр ученического самоуправления. В течение двух недель по графику школы в онлайн формате защищали представленные презентации по основным направлениям деятельности УС, структуру, форму работы органов УС, социальных партнеров и проектную деятельность, также о привлечении социально-неблагополучных детей и освещении деятельности УС в социальных сетях.
После просмотра представленных материалов можно сделать вывод, что в целом во всех школах созданы достаточные условия для начального этапа модернизации ученического самоуправления. Отрадно отметить, что есть ряд школ, где старшеклассники действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьников, где активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся.
Проведенный смотр выявил некоторые проблемы, которые требуют решения в новом учебном году.
Проблема первая. На данном этапе ученическое самоуправление практически в большинстве школ выстроено через ЕДЮО «Жас Ұлан».
«Жас Ұлан» – это общественная организация, которая содействует формированию личности обучающихся в рамках 7 направлений (Зерде, Руханият, Отан, Экоәлем, Жеті жарғы, Салауат, Еңбек).
За 10 лет своего существования ЕДЮО «Жас Ұлан» прочно вошела в жизнь практически каждой казахстанской школы. И в современных условиях мы понимаем, что необходима модернизация ученического самоуправления и настало время отделение детской организации в отдельную фракцию школьного Парламента. Это процесс болезненный для многих организаторв детского движения и вожатых в том числе, привыкших работать по наработанной схеме.
Проблема вторая. Изоляция ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительских комитетов. Ученическое самоуправление в большинстве школ города так и осталось средством для «организации мероприятий».
К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве школ ученическое самоуправление воспринимается как игра, например «День дублера». Произошла подмена ученического самоуправления системой КТД (коллективных творческих дел).
Проблема третья. Кадровая. В функционал вожатого школы входит координирование деятельности ЕДЮО «Жас Ұлан» и его взаимодействие с ученическим самоуправлением.
Ежегодно на начало учебного года практически на 60% происходит замена вожатых в школах города. Для включения новичков в работу проводится ежегодный слет вожатых, в течение года организуются обучающие семинары и тренинги. Но многими молодыми педагогами работа в качестве вожатого воспринимается как стартовая площадка для перехода на другую более высокооплачиваемую работу.
Проблема четвертая. Слабая организация учебы юных лидеров, недостаточно организовано участие детей в социальном проектировании. Данная проблема возникла в результате перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии коронавируса. Школьники стали менее активными, что негативно влияет на их социализацию.
Опыт моей работы по развитию ученического самоуправления в школах города подтверждает, что самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, умение и, самое главное, желание найти своё место в жизни, быть активным и полезным обществу.
Всего в смотре приняли участие 61 школа, проведенный смотр позволил систематизировать имеющийся опыт деятельности ученического самоуправления и планировать дальнейшую работу в 2021-2022 учебном году в соответствие с требованиями Концепции и с учетом выявленных проблем.