Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Ученическое самоуправление: ориентиры, практика, опыт

Ученическое самоуправление: ориентиры, практика, опыт

ya_socials
Опубликовано:
Автор: kogebekova0842

«Ученическое самоуправление: ориентиры, практика, опыт»

Единым центром поддержки и развития ученического самоуправления и ЕДЮО «Жас Ұлан» города Семей  является Дворец творчества детей и молодежи. При Дворце действует методическое объединение вожатых школ города, руководителем которого я являюсь уже более 10 лет. Созданы городские Советы президентов школьного парламента и ұланбасы школьных комитетов «Жас Ұлан». 

С начала 2021 года во всех школах Республики внедряется проект Министерства образования и науки «Концепции развития органов самоуправления обучающихся «Школьный студенческий парламент» в организациях образования Республики Казахстан».  По инициативе отдела образования и  с целью анализа существующего состояния ученического самоуправления в школах города в апреле этого года был проведен онлайн смотр ученического самоуправления. В течение двух недель по графику школы в онлайн формате  защищали представленные презентации по основным направлениям деятельности УС, структуру, форму  работы органов УС,  социальных партнеров и  проектную деятельность, также о привлечении социально-неблагополучных детей и  освещении деятельности УС в социальных сетях.

  После просмотра представленных материалов  можно сделать вывод, что в целом во всех школах созданы достаточные условия для начального этапа модернизации ученического самоуправления. Отрадно отметить, что есть ряд школ, где старшеклассники действительно задействованы в принятии решений, касающихся интересов школьниковгде активисты школы реализуют свои идеи, задумки и инициативы, а также помогают это сделать и другим учащимся

Проведенный смотр выявил некоторые проблемы, которые требуют решения в новом учебном году.

  Проблема первая. На данном этапе ученическое самоуправление практически в большинстве школ выстроено через ЕДЮО «Жас Ұлан».

«Жас Ұлан» – это общественная организация, которая содействует  формированию личности обучающихся в рамках 7 направлений (Зерде, Руханият, Отан, Экоәлем, Жеті жарғы, Салауат, Еңбек). 

За 10 лет своего существования ЕДЮО «Жас Ұлан» прочно вошела в жизнь практически каждой казахстанской школы. И в современных условиях мы понимаем, что  необходима модернизация  ученического самоуправления и настало время отделение детской организации в отдельную  фракцию школьного Парламента. Это процесс болезненный для многих организаторв детского движения и вожатых в том числе, привыкших работать по наработанной схеме.

Проблема вторая. Изоляция ученического самоуправления от деятельности педсовета и родительских комитетов. Ученическое самоуправление в большинстве школ города так и осталось средством для «организации мероприятий».

  К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве школ ученическое самоуправление воспринимается как игра, например «День дублера». Произошла подмена ученического самоуправления системой КТД (коллективных творческих дел). 

Проблема третья. Кадровая. В функционал вожатого школы входит координирование деятельности ЕДЮО «Жас Ұлан» и его взаимодействие с ученическим самоуправлением.

Ежегодно на начало учебного года практически на 60% происходит замена вожатых в школах города. Для включения новичков в работу проводится ежегодный слет вожатых, в течение года организуются обучающие семинары и тренинги.  Но многими молодыми педагогами работа в качестве вожатого  воспринимается как стартовая площадка для перехода на другую более высокооплачиваемую работу. 

Проблема четвертая. Слабая организация учебы юных лидеров, недостаточно организовано участие детей в социальном проектировании.  Данная проблема возникла в результате перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии  коронавируса. Школьники стали менее активными, что негативно влияет на их социализацию.

Опыт моей работы по развитию ученического самоуправления в школах города подтверждает, что самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность, умение и, самое главное, желание найти своё место в жизни, быть активным и полезным обществу.

Всего в смотре приняли участие 61 школа, проведенный смотр позволил систематизировать имеющийся опыт деятельности ученического самоуправления и планировать дальнейшую  работу в 2021-2022 учебном году в соответствие с требованиями Концепции и с учетом выявленных проблем.       

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 8-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий